Алла Абрамкина
Консультация для родителей «Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем теории и практики на сегодняшний день.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного целевого ориентира указывает на развитие у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Словарь психолога-практика трактует саморегуляцию как процесс, обеспечивающий стабильность системы, ее относительную устойчивость и равновесие, а также целенаправленное изменение индивидом механизмов различных психофизиологических функций, касающихся формирования особых средств контроля за деятельностью.
Исследования зарубежных и отечественных психологов (С. Корр, В. Штерн, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Е. О. Смирнова и др.) явно указывают на тесную связь саморегуляции и произвольности, определяя ее как способность следовать образцам социально одобряемого поведения. Становление данной способности происходит благодаря процессу приобщения ребенка к какому-либо культурному содержанию, в котором взрослый играет роль посредника и формирует у него средства овладения своим поведением (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, М. И. Лисина и др.)
В нашем понимании понятие «саморегуляция» может выступать синонимом достаточно широкого спектра психологических феноменов: воля, произвольность, дисциплинированность, соподчинение мотивов, автономность и т. д. В связи с чем под саморегуляцией подразумевается способность управлять своими эмоциями, поведением, подчинять их правилам и нормам, принятым в коллективе и обществе в целом.
Виды саморегуляции.
Существует два вида саморегуляции. Разберемся, в чем же между ними разница.
Эмоциональная саморегуляция — это способность управлять своим состоянием, эмоциями. Когда человек успокаивает сам себя, когда злится, он демонстрирует эффективную эмоциональную саморегуляцию.
Поведенческая саморегуляция — это умение справляться с различными стрессовыми ситуациями, выбирать, как действовать, а не просто автоматически реагировать. Если человек испытал сильное желание выключить будильник и не идти на работу, но, вспомнив свои цели (например, повышение зарплаты, продвижение по службе) или свои основные потребности (например, купить еду, заплатить за квартиру, все же отправился туда, он проявил поведенческую саморегуляцию.
С точки зрения большинства зарубежных и отечественных психологов дошкольный возраст является наиболее значимым периодом для становления основ саморегуляции. Темперамент ребёнка и саморегуляция находятся в прямой зависимоси друг от друга. Проблемы с саморегуляцией могут возникнуть из-за сочетания темперамента ребенка и выученного поведения. Дело в том, что врожденные способности ребенка к саморегуляции зависят от его темперамента и индивидуальности. У некоторых малышей проблемы с самоуспокоением возникают с самого раннего детства : например, они могут сильно расстраиваться, когда их купают или одевают. Такие дети с большей вероятностью будут испытывать проблемы с эмоциональной саморегуляцией, когда станут старше.
Развитие саморегуляции : этапы
Саморегуляция начинает развиваться уже в младенческом возрасте. Например, младенцы могут сосать пальцы, чтобы успокоиться, или отводить взгляд от родителей, если им нужно отдохнуть от внимания или они устали. Пока это еще неосознанная саморегуляция.
По мнению многих исследователей, наиболее активно формирование саморегуляции происходит в младшем дошкольном возрасте. Считается, что примерно к пяти годам ребенок уже должен в какой-то степени регулировать свои эмоции самостоятельно.
Самое большое влияние на развитие саморегуляции оказывают теплые и отзывчивые отношения со значимыми взрослыми. Также дети ориентируются на модель поведения родителей в различных ситуациях. Подражание — базовый социальный навык, благодаря которому дети автоматически улавливают и повторяют поведение своих родителей и других значимых близких. Поэтому самое важное — отслеживать, как обстоят дела с саморегуляцией у вас самих.
Саморегуляцию можно развить и во взрослом возрасте. Это даст возможность управлять своими эмоциями и действовать более осознанно, не поддаваясь сиюминутным импульсам».
К шести-семи годам у ребенка осознанная саморегуляция начинает преобладать над непроизвольной. Вплоть до 20 лет человек осваивает и совершенствует имеющиеся методы навыков саморегуляции и осваивает новые. После 40 лет у людей обычно фокус смещается с активной саморегуляции на пассивную.
«Первый шаг к саморегуляции — осознание и понимание своих эмоций. Прежде чем научиться их регулировать и выражать, нам важно понять и принять их.
Семейная среда играет самую большую роль. Если родители часто поддаются детским истерикам или постоянно сразу же пытаются успокоить ребенка, когда он капризничает или чем-то расстроен, ему сложно развить самодисциплину. В таких ситуациях ребенок ожидает, что родители всегда будут регулировать его состояние. То есть, если это повторяется слишком часто, по сути ребенок передает саморегуляцию на «аутсорсинг», это становится для него привычкой.
Важно подходить к навыку саморегуляции так же, как к другим навыкам. Если воспринимать саморегуляцию как навык, которому нужно обучать, это может изменить ваше отношение к плохому поведению ребенка, а, следовательно, и содержание обратной связи, которую вы будете давать ему в ответ.
Родителям важно объяснить ребенку и показать своим примером, что эмоции не являются проблемой, это необходимая часть нашей жизни, которая служит определенной цели.
Рекомендации родителям по развитию навыков саморегуляции у ребёнка.
1. Поддержка. Слушать и подтверждать любые чувства, которые испытывает ребенок. Важно обращать внимание на любые эмоциональные выражения ребенка, отражая увиденное и услышанное. Например, видя, что малыш расстроен и плачет, можно сказать: «Я вижу, что тебе сейчас обидно и грустно. Конечно, в такой ситуации абсолютно нормально расстраиваться…» Таким образом ребенок будет ощущать, что его понимают, что испытывать любые эмоции — нормально и естественно для человека. В этом нет ничего неправильного или стыдного, чувства не нужно прятать или подавлять.
2. Называть эмоции. Детям сложно осознавать и вербализовать свои чувства. Поэтому после того как вы выслушали ребенка, помогите ему научиться осознавать его чувства и постепенно развивать словарный запас для их обозначения.
3. Проявлять сочувствие. Если мы оказываем ребенку поддержку в моменты, когда он проявляет такие «негативные» эмоции, как злость или страх, мы демонстрируем уважение к его чувствам и, следовательно, поддерживаем у него ощущение собственной значимости.
Дети, которым дают возможность проявлять свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. Это помогает укрепить важные связи между эмоциональными и познавательными процессами. В то время как регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенность в себе, снижение способности к обучению и запоминанию.
Таким образом родители выражают ребенку свою поддержку. Он чувствует, что родители — его союзники, они всегда на его стороне, какие бы эмоции он ни проявлял. Таким образом укрепляется связь и доверие между родителями и ребенком».
4. Важно помочь ребенку распознать его чувства. Помощь родителей в распознавании тех или иных эмоций, которые испытывает ребенок, дает ему возможность развивать в себе рефлексию, которая нужна для развития саморегуляции.
5. Относиться к эмоциям как к возможности для связи и обучения. На самом деле детские эмоции не являются проблемой или неудобством. Они дают возможность установить контакт с ребенком, лучше его понять и помочь ему справиться с неприятным переживанием. Когда родители спокойно относятся к импульсивному поведению ребенка, он может научиться выбирать более эффективные способы реагирования на ту или иную ситуацию. Детям важна обратная связь, но не осуждающая и не эмоциональная: им необходимо указать, что не так в их поведении и почему и как они могут исправить это в следующий раз.
6. Ограничения и дисциплина — путь к самоконтролю.
В дошкольном возрасте детей можно научить условным навыкам путем бесконечных повторений о том, например, что громко кричать нельзя, выходить на дорогу нельзя, брать еду у незнакомцев тоже нельзя. Это не будет самоконтролем, которого мы хотим добиться, а только выполнением требований.
Поскольку родители уже не могут находиться рядом с ребенком каждую минуту, стоит установить правила и ограничения. Ребенку просто необходимо жить в некой системе гибких правил, чтобы научиться создавать подобные, руководить своей жизнью и уважать границы других людей. Важно понимать, что при отсутствии внешнего контроля внутренний контроль не сформируется. Самоконтроль напрямую связан с дисциплиной — без нее он невозможен.
7. Игровая деятельность
Дошкольники большую часть времени проводят в играх – настольных, подвижных, ролевых, где примеряют различные социальные роли — мамы/папы, продавца, полицейского или врача, следуя определенным правилам. Взрослые, присмотревшись, заметят, как дети 6 лет мастерски придумывают себе ограничения, и как они зорко следят за теми, кто их не выполняет. Правила могут носить любой характер: не выходить за начерченную мелом линию на асфальте, не произносить определенные слова, играть некую роль и так далее.
Настольные игры тоже способствуют формированию навыков самоконтроля : дети стараются следовать инструкции, а иногда и придумывают новые правила.
Родители могут помочь дошкольнику формировать навыки саморегуляции посредством совместных игр и определенных упражнений. Помните игру «черный-белый не бери, «да» и «нет» не говори»? Эта игра не только поможет занять ребенка, например, в очереди или в пробке, но и «прокачает» его навыки самоконтроля. Сюда же относятся подвижные игры, когда ведущий демонстрирует движения, которые повторять нельзя, и те, что повторять можно. Подобных игр много, они все достаточно веселые и интересные.
Ребёнок с развитой саморегуляцией – это сильная дисциплинированная личность, которая может брать на себя ответственность, способна искать и находить лучшие варианты для достижения поставленных целей. Ребёнок, который способен справляться со своими эмоциями, поведением, будет успешен не только в обучении, но и в целом по жизни, так как научится самостоятельно справляться с различными проблемами и трудностями.
Уважаемые родители, обучайте детей навыкам саморегуляции и помогите им добиться успеха в жизни!