Валентина Кокшарова
Консультация для родителей «Природа в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа в жизни дошкольника
Мы, взрослые, знаем, что в настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озёра. Выживут ли будущие поколения землян? Под будущим понимается время, отдалённое от нас не столетиями. Учёные не уверены в том, что в самое ближайшее время наши дети смогут купаться в реке, в море, океане, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звёздным небом. Самое важное — научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру. Это ё мкое понятие включает в себя следующее:
Публикация «Консультация для родителей „Природа в жизни дошкольника“» размещена в разделах
-научить практическим умениям, направленным на охрану природы;
-проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;
-постоянно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомлённости дети не наносили ущерб природе.
Чтобы полнее выполнить данные задачи, нужно с самых ранних знакомить детей с явлениями природы, со всевозможными взаимодействиями и взаимозависимостями в ней.
Дети 3-4 лет знают уже многое, особенно о животном мире. А ведь именно это качество поведёт ребёнка к дальнейшему углублению его знаний. Как же формировать это очень важное для человека качество? Лучшее решение вопроса заключается в методе системного подхода. Не нужно гнаться за количеством объектов. К примеру, что мы знаем о лисе? Даже взрослые, отвечая на этот вопрос, говорят далеко не многое: хитрая рыжая, красивая, с красивым хвостом.
А если мы постепенно расскажем всё о лисе, сами предварительно заглянув в соответствующие энциклопедии, примерно по такой схеме:
ОБЪЕКТ
Какой внешне?
Чем питается?
Какую пользу приносит в лесу?
Кого боится?
Как убегает от врагов?
Как приручается?
Чем тебе нравится, чем не нравится?
Это дикое или домашнее животное? И т. д.
И тогда ребё нок познакомится со взаимозависимостями: пушистым хвостом природа лису наделила не случайно, а чтобы заметать следы, и приручается лиса в зоопарке тяжело, и выглядит там она не так красиво. Несомненно, у ребё нка появится вопрос: а как лиса живёт в лесу? То есть подача знаний в системе в подавляющем большинстве у нормального ребёнка под руководством взрослого любознательность.
И ещё один совет: параллельно использовать игру «Чем похожи и чем отличаются»,которая в своей основе систематизирует, углубляет знания.
ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?
Волк и собака Жираф и страус
Лиса и белка Стриж и ласточка
Ромашка и астра Роза и пион и т. д.
Существует еще один способ воспитания любознательности и особенно, наблюдательности. Это народные приметы определения погоды. Есть много народных примет, связанных с предсказанием погоды. И это не удивительно, потому что в старину погода имела большое значение, особенно для сельских жителей. Конечно, приметы важны не только сельским жителям, но и всем людям. Ведь они, как правило, верны, так как освоены на долголетних наблюдениях. А как хорошо бывает вовремя подготовиться к смене погоды. Кроме этого, приметы приобщают детей к народной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, сопоставлять, помогают делать выводы и правильно понимать некоторые природные закономерности.
Народные приметы:
- Иней на деревьях — к морозам;
- Дым столбом — к морозу;
- Кошка клубком — к морозу;
- Собака катается — к дождю и снегу;
- Куры кудахчут — к ненастью;
- Лето дождливое — зима снежная, морозная;
- Чайки много купаются — к дождю;
- Если птицы садятся на верхушки деревьев — к теплу;
- Ворона нос прячет под крыло — к холоду;
- Дятел стучит — к дождю;
- Радуга появилась на небе вечером — к хорошей погоде;
- Пушистый иней — к вёдру.
А сколько чудесных слов ребёнок услышит, поймёт, и будет использовать к месту в своей активной речи (иней, оттепель, ненастье, пологая, крутая, радуга и т. д.)
Есть приметы краткосрочные:
- ворона нос прячет под крыло — к холоду;
Долгосрочные:
- лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.
И те, и другие полезны, если подаются детям к ситуации постоянно, периодически повторяя их вместе.
Наиболее верный путь ребёнка к природе лежит через вопросы. И, конечно, эти вопросы должны носить познавательный, поисковый характер, иногда с известной долей юмора:
- Про каких животных можно сказать, что они лезут из кожи вон?
- Что можно использовать из окружающих растений для заварки чая, приготовления салатов, супов?
- Почему мы говорим «Земля — кормилица»?
- А что станет с лесом, который покинули птицы?
- Почему заяц зимой белый, а летом серый?
- Зачем коту усы?
- Зачем животным хвост?
- Почему цветы красивые и душистые? И т. д.
Полезно вышеизложенные вопросы чередовать с такими, которые воспитывают у детей добрые чувства:
- Что бы ты сделал, если бы ты увидел упавшего на землю птенца?
- Мальчишку, разоряющего гнездо птиц?
- На улице — малыша, ломающего кусты?
- Засыхающий стебель растения, цветка?
- Погибающую жабу или лягушку?
- Брошенного кем-то щенка или котёнка?
Следующим методом являются логические задачи в экологических ситуациях.
«Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую» - попросила Таня маму - «пускай птички прилетают и подкармливаются» - сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали вокруг неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как-то девочка долго собиралась в д/сад и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветряный. Голодные и замёрзшие птички прилетели к кормушке, но там ничего не нашли.
На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше птичек.
Почему?
Я считаю, что несредственное общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем книжки и картинки. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. И я глубоко убеждена, что прививать ребёнку любовь к природе надо с самого раннего возраста. Родители должны осознавать, что они воспитывают детей своим примером. Каждая минутка общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Великий педагог В. А. Сухомлинский обращался к родителям : «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.»