Лучший педагог года

Консультация для родителей «Природа в жизни дошкольника»

Валентина Кокшарова
Консультация для родителей «Природа в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Природа в жизни дошкольника

Мы, взрослые, знаем, что в настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озёра. Выживут ли будущие поколения землян? Под будущим понимается время, отдалённое от нас не столетиями. Учёные не уверены в том, что в самое ближайшее время наши дети смогут купаться в реке, в море, океане, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звёздным небом. Самое важное — научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру. Это ё мкое понятие включает в себя следующее:

Публикация «Консультация для родителей „Природа в жизни дошкольника“» размещена в разделах

-научить практическим умениям, направленным на охрану природы;

-проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;

-постоянно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомлённости дети не наносили ущерб природе.

Чтобы полнее выполнить данные задачи, нужно с самых ранних знакомить детей с явлениями природы, со всевозможными взаимодействиями и взаимозависимостями в ней.

Дети 3-4 лет знают уже многое, особенно о животном мире. А ведь именно это качество поведёт ребёнка к дальнейшему углублению его знаний. Как же формировать это очень важное для человека качество? Лучшее решение вопроса заключается в методе системного подхода. Не нужно гнаться за количеством объектов. К примеру, что мы знаем о лисе? Даже взрослые, отвечая на этот вопрос, говорят далеко не многое: хитрая рыжая, красивая, с красивым хвостом.

А если мы постепенно расскажем всё о лисе, сами предварительно заглянув в соответствующие энциклопедии, примерно по такой схеме:

ОБЪЕКТ

Какой внешне?

Чем питается?

Какую пользу приносит в лесу?

Кого боится?

Как убегает от врагов?

Как приручается?

Чем тебе нравится, чем не нравится?

Это дикое или домашнее животное? И т. д.

И тогда ребё нок познакомится со взаимозависимостями: пушистым хвостом природа лису наделила не случайно, а чтобы заметать следы, и приручается лиса в зоопарке тяжело, и выглядит там она не так красиво. Несомненно, у ребё нка появится вопрос: а как лиса живёт в лесу? То есть подача знаний в системе в подавляющем большинстве у нормального ребёнка под руководством взрослого любознательность.

И ещё один совет: параллельно использовать игру «Чем похожи и чем отличаются»,которая в своей основе систематизирует, углубляет знания.

ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?

Волк и собака Жираф и страус

Лиса и белка Стриж и ласточка

Ромашка и астра Роза и пион и т. д.

Существует еще один способ воспитания любознательности и особенно, наблюдательности. Это народные приметы определения погоды. Есть много народных примет, связанных с предсказанием погоды. И это не удивительно, потому что в старину погода имела большое значение, особенно для сельских жителей. Конечно, приметы важны не только сельским жителям, но и всем людям. Ведь они, как правило, верны, так как освоены на долголетних наблюдениях. А как хорошо бывает вовремя подготовиться к смене погоды. Кроме этого, приметы приобщают детей к народной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, сопоставлять, помогают делать выводы и правильно понимать некоторые природные закономерности.

Народные приметы:

- Иней на деревьях — к морозам;

- Дым столбом — к морозу;

- Кошка клубком — к морозу;

- Собака катается — к дождю и снегу;

- Куры кудахчут — к ненастью;

- Лето дождливое — зима снежная, морозная;

- Чайки много купаются — к дождю;

- Если птицы садятся на верхушки деревьев — к теплу;

- Ворона нос прячет под крыло — к холоду;

- Дятел стучит — к дождю;

- Радуга появилась на небе вечером — к хорошей погоде;

- Пушистый иней — к вёдру.

А сколько чудесных слов ребёнок услышит, поймёт, и будет использовать к месту в своей активной речи (иней, оттепель, ненастье, пологая, крутая, радуга и т. д.)

Есть приметы краткосрочные:

- ворона нос прячет под крыло — к холоду;

Долгосрочные:

- лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.

И те, и другие полезны, если подаются детям к ситуации постоянно, периодически повторяя их вместе.

Наиболее верный путь ребёнка к природе лежит через вопросы. И, конечно, эти вопросы должны носить познавательный, поисковый характер, иногда с известной долей юмора:

- Про каких животных можно сказать, что они лезут из кожи вон?

- Что можно использовать из окружающих растений для заварки чая, приготовления салатов, супов?

- Почему мы говорим «Земля — кормилица»?

- А что станет с лесом, который покинули птицы?

- Почему заяц зимой белый, а летом серый?

- Зачем коту усы?

- Зачем животным хвост?

- Почему цветы красивые и душистые? И т. д.

Полезно вышеизложенные вопросы чередовать с такими, которые воспитывают у детей добрые чувства:

- Что бы ты сделал, если бы ты увидел упавшего на землю птенца?

- Мальчишку, разоряющего гнездо птиц?

- На улице — малыша, ломающего кусты?

- Засыхающий стебель растения, цветка?

- Погибающую жабу или лягушку?

- Брошенного кем-то щенка или котёнка?

Следующим методом являются логические задачи в экологических ситуациях.

«Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую» - попросила Таня маму - «пускай птички прилетают и подкармливаются» - сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали вокруг неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как-то девочка долго собиралась в д/сад и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветряный. Голодные и замёрзшие птички прилетели к кормушке, но там ничего не нашли.

На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше птичек.

Почему?

Я считаю, что несредственное общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем книжки и картинки. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. И я глубоко убеждена, что прививать ребёнку любовь к природе надо с самого раннего возраста. Родители должны осознавать, что они воспитывают детей своим примером. Каждая минутка общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Великий педагог В. А. Сухомлинский обращался к родителям : «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.»

Публикации по теме:

Доклад на родительском собрании «Экологические проблемы человечества» Человечество и природа – тема древняя и новая, тема вечная. Много веков и тысячелетий человек получал от природы все, ничего не давая взамен,.

Статья «Земля наш дом» Тихова Т. М., воспитатель, ГБДОУ №93 Земля наш дом Ребенок появился на свет! Первым своим криком он сообщает всем, что еще одно живое существо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Природа в жизни дошкольника»
Опубликовано: 18 января 2014 в 22:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Природа в жизни дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Кокшарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД