Тихова Татьяна
Статья «Земля наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тихова Т. М., воспитатель, ГБДОУ №93
Земля наш дом
Ребенок появился на свет! Первым своим криком он сообщает всем, что еще одно живое существо имеет право занять своё место на планете.
Его принимают заботливые руки врача, он делает свой первый вздох и его ещё розовые легкие заполняются воздухом. Каким воздухом? Чистым и свежим, без вредных для дыхания и организма примесей или загрязненным, загазованным с вредными выбросами предприятий и атомных станций. Малыш еще не знает, каким воздухом он дышит, грязным или чистым.
Публикация «Статья „Земля наш дом“» размещена в разделах
Но это и есть его первая встреча с экологией нашей планеты, страны и места где он родился.
На Земле уже обитают много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери; на материках растут растения, обитают разные животные, живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля,чистый воздух. Человека можно рассматривать как высшее звено экологических связей. Это означает, что его существование, здоровье, благополучие зависит от большого числа внешних факторов, чем у любого другого существа на нашей планете. Он использует нефть, газ и другие природные ископаемые. Здоровье человека определяется влиянием на его организм всякого рода одноклеточных животных. Животные обеспечивают его мясом, яйцами, мёдом, кожей и сотнями других полезных вещей. Мир растений поставляет ему хлеб, хлопок, овощи, фрукты, а нашествие сорняков наносит ущерб его полям. Люди, так или иначе, взаимосвязаны между собой условиями мирного существования, либо состоянием войны, политической системой, возможностями защиты от стихийных бедствий, голод, эпидемий.
В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают
об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность на планете, полностью истреблены некоторые виды животных. Опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения землян? Ученые не уверены в том, смогут ли дети нашего тысячелетия купаться в реке,гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звездным небом. Вспомним факты, которые, обернулись катастрофой для человека из за экологического невежества людей. Это кислотные дожди, радиоактивные могильники, Чернобыль, авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству, есть они и в России свои в каждом регионе. Не понаслышке знают россияне прогрессирующим ухудшение здоровья взрослых и детей. Это способствуют различные загрязнения почвы, воды, воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом
с большими примесями выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие
в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Сегодня экология становится важнейшей областью науки, которая должна привести к углубленному пониманию жизни на земле в целом. Изучать природу – это значит: изучать окружающий нас мир, камни, растения, животных, звезды, климат, водоемы,самих себя, поскольку человек является частью природы. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «Экологического сознание», «Экологическое мышление», «Экологическая культура», «Экологическое образование» школьников, студентов и многих других, в том числе и понятие «Экологическое воспитание дошкольников».
Процесс ознакомления детей с природой может иметь различную научную основу.
В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым экологическим взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, на самого человека. Экологическое мировоззрение – это продукт образования, его становление происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимно действия
с предметно-природной средой. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которой положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается
на основополагающие идеи и понятия экологии. Экологическое воспитание дошкольников - это есть познание всего живого, которое рядом с ребёнком, его взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ней
Экологическая воспитанность – это система личностного образования, включающая в себя:
• экологическое сознание;
• экологические действия и поведение в природе;
• гуманное отношение к ней.
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; осуществлять с ними позитивное взаимодействие; учитывать их особенности, как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Основная задача педагога – воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляет достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.
Экологическое воспитание + экологическое образование = экологическая культура.