ирина попелюх
Консультация для родителей «Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки (своего рода умения). К ним относятся:
полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове);
достаточность словарного запаса;
сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие;
владение связной речью;
Публикация «Консультация для родителей „Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников“» размещена в разделах
сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и их расположения в пространстве по отношению друг к другу);
полноценное развитие таких психических функций как память, внимание, мышление и т. д.
развитие мелкой моторики рук.
1. Как обстоят дела со звуками речи?
Успешность обучения ребёнка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи. Следовательно, для того, чтобы усвоить буквы, необходимо очень чё тко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также и приблизительное место расположения заданного звука в слове.
2. Достаточен ли запас слов?
Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причём в нём должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ФРУКТЫ и т. д., которые начинают усваиваться детьми примерно с трёх – трёх с половиной лет.
Для исследования словарного запаса применяются специальные приёмы, позволяющие выяснить наличие или отсутствие в речи ребёнка определённых слов. Вот наиболее распространённые из этих приё мов:
называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребёнка спрашивают о том, КАКИЕ ОН ЗНАЕТ ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т. д.);
нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов (КАКИМ ОДНИМ СЛОВОМ МОЖНО НАЗВАТЬ МЕДВЕДЯ, ВОЛКА, ЛИСУ, ЗАЙЦА);
подбор признаков к определённому предмету (БРУСНИКА МЕЛКАЯ, КРАСНАЯ, КИСЛАЯ, СПЕЛАЯ, ЛЕСНАЯ);
подбор возможных действий к предмету (ДЕТИ БЕГАЮТ, ИГРАЮТ, ПРЫГАЮТ, СМЕЮТСЯ);
подбор предметов к заданному действию (ЛЕТАЮТ, ПТИЦЫ, БАБОЧКИ, СТРЕКОЗЫ, КОМАРЫ, САМОЛЁТЫ, ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ);
подбор синонимов (ПОГОДА ХОРОШАЯ, ТЁПЛАЯ, СОЛНЕЧНАЯ);
подбор антонимов (ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ, ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ, ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ).
3. Усвоены ли грамматические нормы языка?
Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребёнок на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т. п.) без изменения при этом основного значения слова. Например, слова СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, но СТОЛ при этом так и остаётся СТОЛОМ. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, - образуются так называемые однокоренные слова. Так слова СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.
Проверка сформированности у ребёнка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно ещё умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой.
4. Владеет ли ребёнок связной речью?
Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при необходимости (например, при переписке) заменить собою устную речь. Практика постоянно подтверждает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о различных событиях своей жизни, о просмотренных фильмах и пр.
Под связной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Нужно постараться вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чём-то расспрашивать ребёнка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка, просмотренном мультфильме и т. п. Слушать надо внимательно, направляя сбивчивый рассказ ребёнка в нужное русло путём постановки вопросов.
Необходимо научить ребёнка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создаёт чтение или рассказывание сказок или приучение ребёнка внимательно следить за развитием действия.
До овладения связной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ.
Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:
пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
пересказ просмотренного мультфильма;
рассказ о событиях прошедшего дня;
рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;
заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше);
составление рассказа по известному его концу (что было до этого) и пр.
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребёнка к соблюдению определённых правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребёнок научится понимать, что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается.
5. Сформированы ли зрительно-пространственные представления?
Необходимость усвоения начертаний букв, с которой ребёнок сталкивается при обучении грамоте, предполагает достаточный уровень развития у него зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (различение предметов по их форме и величине, их расположению в пространстве по отношению друг к другу; владение такими понятиями, как БОЛЬШЕ и МЕНЬШЕ, ВВЕРХУ и ВНИЗУ, СЛЕВА и СПРАВА т. п.). Если ребёнок не разбирается в подобных вещах, то ему будет очень сложно усвоить зрительные образы букв, в особенности близких по начертанию, поскольку их отличие друг от друга нередко состоит лишь в различном пространственном расположении одних и тех же элементов (например, в и д, ш и т, в разной их величине (у п палочка короткая, а у р – длинная) или в разном количестве (и и ш, ц и щ, л и м и т. п.).