Вера Садилина
Консультация для родителей «Особенные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
В семье родился слепой малыш… Осознание этого факта - сильнейший стресс для его близких. Подобные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на умственном и физическом здоровье? Сможет ли малыш нормально развиваться, учиться, общаться с другими людьми? Ответ на все эти вопросы во многом зависит от того, насколько сильными и терпеливыми окажутся родители, которым предстоит нелегкое испытание – адаптировать незрячего ребенка к нормальной, полноценной жизни.
Основное направление деятельности - осуществление индивидуально – ориентированной педагогической социализации.
Публикация «Консультация для родителей „Особенные дети“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В связи с данной спецификой работы воспитателей, приоритетными направлениями образовательной деятельности являются:
- разработка индивидуальной программы дошкольного образования для детей с нарушением зрения;
- составление индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ с учётом его потенциальных психических и физических возможностей;
- проведение индивидуально – ориентированной развивающей работы по преодолению недостатков в физическом и психическом развитии у детей с ОВЗ;
- укрепление и психического здоровья детей с ОВЗ.
В комплексе все эти направления равные стартовые возможности для обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования.
Основные коррекционные задачи:
- Развитие зрительного восприятия.
- Ориентировка в пространстве.
-Социально – бытовая ориентировка.
- Развитие осязания и мелкой моторики.
- Формирование навыков использования осязания в процессе предметно – практической деятельности.
Общеобразовательные и коррекционные задачи в группе ДОУ решаются в комплексе. Многие задачи развивающей работы решаются в процессе традиционных форм и видов деятельности за счёт применения специальных технологий и упражнений.
В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные развивающие индивидуальные (тренировочные) занятия (деятельность).
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей ребёнка с нарушением зрения.
Специфичность коррекционной работы с детьми с ОВЗ состоит в интеграции ребёнка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально – адаптивных форм общения и поведения.
Главным условием развития ребёнка с ОВЗ в образовательном процессе ДОУ является включение каждого воспитанника в деятельность с учётом возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребёнок с ОВЗ способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.
Основной формой работы является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольника.
В педагогический воспитательно – образовательный процесс вводится дозированная зрительная нагрузка, система двигательной активности ребёнка, предусматривающая преодоление гиподинамии у детей с нарушением зрения, обусловленная трудностями их зрительно – двигательной ориентировки.
Программа предполагает решение коррекционных задач в форме:
- индивидуальных занятий;
- подгрупповых занятий.
Все развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия носят игровой характер.
Способы реализации коррекционных задач:
- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
- Формирование доброжелательных, внимательных отношений.
- Развитие самостоятельности.
- Создание условий для развития познавательной деятельности.
- Создание условий для самовыражения средствами искусства.
- Создание условий для физического развития.
В коррекционной работе используются как общие методы обучения, так и специальные направленные на тренировку и компенсацию отклонений в развитии. Важное место в обучении занимает наглядность.
Можно выделить следующие группы методов:
- проектный метод;
- метод создания проблемных, поисковых ситуаций;
-игровые обучающие ситуации;
-совместное со взрослыми и самостоятельное детское экспериментирование;
- выполнение индивидуально – творческих занимательных заданий на игровом материале;
- здоровьесберегающие технологии;
- нетрадиционные техники рисования;
- игровые технологии;
- информационно – коммуникативные технологии.
Дети – инвалиды – это особенные дети! И это надо помнить всем нам!