Чугина Елена
Консультация для родителей «Особенности воспитания ребенка в семье с дизартрией»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «Особенности воспитания ребенка в семье с дизартрией»
Дизартрия у детей – это расстройство произношения, возникающее в результате иннервации в артикуляционной мускулатуре при поражениях нервной системы (иннервация – нарушение соединений нервных окончаний с органами и тканями). При дизартрии подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, что затрудняет артикуляцию. Причинами дизартрии у детей являются : - детский церебральный паралич (80% случаев); - повреждения ЦНС, возникающие в перинатальном периоде (токсикозы беременности; резус-конфликт; травмы при родах; недоношенность гипоксия плода; соматические болезни матери; патологическое течение родов; асфиксия новорожденного; гемолитическая болезнь новорожденного (физиологическая желтуха); - причины нарушения речи в раннем детстве (до 2 лет) : перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит); гидроцефалия; тяжелые интоксикации; гнойный отит среднего уха; черепно-мозговая травма. Диагностику болезни и дальнейшее ведение детей осуществляет логопед и детский невролог.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности воспитания ребенка в семье с дизартрией“» размещена в разделах
Признаки дизартрии у детей
В грудном возрасте: трудности при сосании груди или бутылочки, вялое сосание; поперхивание, частые срыгивания. У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам: 1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц. 2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры. 3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры. 4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые
звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота. 5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос. Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть.
Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией
Детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения : - высокий уровень тревожности - стереотипность в игре - примитивность узоров и сюжетов в рисунках - неуклюжесть на музыкальных, физкультурных занятиях - неумение объяснить причины неудач - снижение мотивационно-потребностной сферы общения - трудности реализации речевых средств - невыразительность мимики лица и движений рук - нарушение познавательной деятельности - нарушение взаимоотношений с окружающими - трудности обучения и слабая успеваемость в школе - низкая самооценка - школьная дезадаптация (ощущение собственной несостоятельности и ситуация «хронического неуспеха», следовательно - прогулы уроков, отказ посещать школу) - не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы (это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики); - не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами; - у большинства из них плохой почерк
Особенности семейного воспитания ребенка в семье.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это испытание для всех членов семьи. По мере роста и развития ребенка с тяжелой речевой патологией в семье возникают новые стрессовые ситуации, проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Особенности развития детей с дизартрией являются отягощающими для психики родителей. Нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях. Проблемы речевого развития ребенка выступают как фактор, снижающий возможности его социального общения. Такой ребенок может совершенно необоснованно рассматриваться родителями как человек, имеющий меньшие социальные перспективы в будущем. На позицию отношения родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколько обстоятельств: - степень выраженности самого дефекта, - интеллектуальный уровень родителей, - просвещенность в сфере логопедии (знания об особенностях речевых дефектов и о дефекте собственного ребенка, - компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, - понимание его психологии, - собственные особенности характера, - семейные отношения и т. д. Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо проводить с ними просветительскую работу. Такая работа может включать в себя: - ознакомительные беседы в детских садах и школах; - сообщения на стендах в детских садах, школах и поликлиниках; - индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей; - психологическая помощь родителям, тяжело переживающим ситуацию аномального развития ребенка, и т. д. В психолого-педагогических исследованиях Л. И. Божович, A. И. Захарова, М. И. Лисиной, B. C. Мухиной и др. подчеркивается, что на протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) строятся отношения ребенка с ближайшим окружением, под воздействием окружающих и близких лиц формируются черты характера. Каждый ребенок с отклонениями в речевом развитии демонстрирует высокую потребность в общении, эмоционально-положительных контактах с родителями, их тепле и близости. В любой семье успешность овладения ребенком знаниями, профессией рождает в родителе чувство самоуважения, гордости и удовлетворения («Он весь в меня»). В семье с ребенком с отклонениями в развитии ценностные ориентации и мотивационные установки родителей смещаются и деформируются. В том случае, если мать или отец принимают дефект ребенка и особенности его развития, в их сознании возникает мотивация на оказание помощи ребенку, на преодоление тех недугов, которыми он страдает. При этом переживание чувства боли за ребенка, страх, возникающий перед его будущим, формируют в родителе мотивацию на поиск средств, позволяющих преодолевать проблемы ребенка. Цель каждого родителя : «Хочу, чтобы у меня был здоровый ребенок!» Но далее возникает вопрос: «А если ребенок не соответствует принятым в социуме нормативам? Что тогда? Тогда он не Ваш?». Опыт практических исследований показывает, родители, принявшие недостатки ребенка, проявляют удивительные личностные качества, позволяющие создать для него оптимальные условия развития. Многие из них преодолевают огромные препятствия на своем пути, несмотря на трудности, испытывают огромное счастье от контактов со своим ребенком.
Организация работы с детьми в семье
Успех логопедической работы с детьми-дизартриками в детском саду во многом зависит от того, насколько окружающие ребенка люди способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. Л. С. Выготский говорил, «то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно» (1932). Взрослый, которому ребенок доверяет, ориентируется и подражает - это его родители, близкие ему люди. Родители начинают общаться с младенцем, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным условием формирования потребности ребенка в общении. Основные рекомендации родителям, имеющим ребенка раннего возраста : как можно больше разговаривать с ним, читать малышу книги, рассказывать потешки, описывать все, что делают; не допускать сюсюканья при общении; говорить четко и выразительно. Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода и зависит от многих факторов – времени обнаружения дефекта, выбора хорошего специалиста, настойчивости и терпения родителей. Несмотря на речевые дефекты дети понимают, что отличаются от других и начинают комплексовать, часто используют жесты вместо слов или просто предпочитают молчать, а родители не уделяют этому внимания. Результат - такое поведение входит в привычку, вызывая дефицит словарного запаса и нарушение связности речи. Родителям следует уделять особое внимание общению с ребенком. Но работу в домашних условиях можно проводить только после консультации с неврологом и логопедом. Задачи, которые стоят перед родителями в работе со своим ребенком : 1. Выработка мотивации. 2. Контроль за выполнением заданий и речью детей. 3. Заинтересованное участие в коррекционной работе, проводимой логопедом, и ее результатах. Родители детей с дизартрией должны учитывать, что речевое развитие ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство его в развитие создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы. Для развития речи и коррекции дизартрии в домашних условиях можно выполнять поочередно такие несложные упражнения артикуляционной гимнастики:
1. Гимнастика для щек и губ: - надуть губы и щеки; - надуть щеки поочередно; - втянуть щеки (между зубов); - сымитировать сосательные движения; - вибрация губами.
2. Гимнастика для нижней челюсти: - открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами; - прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу.
3. Гимнастика для языка: - облизывание губ; - упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы ребенок его рассасывал.
4. Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки. Так как развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, необходимо совершенствовать ручную умелость. У детей с дизартрией часто наблюдается нарушение движений пальцев и кистей рук, они не могут самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук и связывать их с игровой деятельностью ребенка и его повседневной жизнью.
Например: - Действовать с крупными предметами, затем с мелкими.
- Правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их (подбирать игрушки, предметы, разные по размеру, форме, весу).
- Перекладывать предметы с одного места на другое, раскладывать на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры, заранее нанесенными взрослым. - Группировать игрушки или предметы по размеру (цвету, весу).
- Раскладывать мелкие предметы: пуговицы, палочки, зерна по небольшим коробочкам или мешочкам.
- Нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку.
- Передвигать косточки на счетах. - Вырезать из бумаги картинки по контуру и раскрашивать их.
- Сжимать резиновую губку или теннисный мячик.
- Лепить из пластилина. - Собирать мозаику.
- Заниматься конструированием.
Родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения:
- На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.
–Кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей поочередно приподнимает нужные пальцы (если сразу не удается выполнить упражнение, взрослый придерживает рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными).
- Плотно складывает обе ладони вместе и постукивает пальцами друг о друга (мизинец о мизинец, безымянный о безымянный и т. д.).
Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надевать тонкую резинку небольшого диаметра.
- По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы по одному, по два, по три: выдвигает вперед второй и пятый пальцы (остальные сжаты в кулак).
- Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.
- «Отстреливание» ватного шарика (шашки и др.) одним, двумя, четырьмя пальцами
. Дети с дизартрией могут испытывать трудности в еде и самообслуживании. Им нужно помогать в меру, иначе может пострадать развитие их самостоятельности (с помощью бинта изменить ручку ложки, кружки, сделать ее более толстой; закрепить посуду на подносе). При обучению питью сначала используют резиновую трубку для втягивания жидкости. Ребенок захватывает трубку ртом, затем нужно слегка потянуть ее к себе, чтобы она удерживалась одними губами. Для укрепления и развития челюстных мышц очень полезно во время еды надевать на голову ребенка (под челюсти) эластичный резиновый жгутик. С помощью этого жгутика во время жевания происходит усиленная гимнастика мышц, что способствует выработке правильного звукопроизношения. Чтобы помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности научиться застегивать пуговицы, кнопки, пряжки, зашнуровывать ботинки и пр., полезны следующие упражнения: захват сначала тремя, а потом двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц; застегивание, расстегивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреплен на рамке. Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом на одежде самого ребенка. Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Можно прикреплять бумагу кнопками к столу; использовать на первых порах мягкие карандаши утолщенного диаметра. Упражнения:
- раскрашивание картинок; - точное обведение контуров предметов; - рисование простых предметов по проставленным точкам; - соединение данных точек линиями разного направления; - штриховка. Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений.
Литература
1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. - М., 1989.
2. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / Под ред. М. В. Ипполитовой. — М., 1985