Ирина Квиткина
Консультация для родителей «Изучаем дорожную азбуку»
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает обучение ребят правилам дорожного движения. И это не случайно. Для современного ребенка окружающим пространством является не только квартира или участок детского сада, двор или сквер, огороженный забором, но и город с его широкими улицами и оживленным движением. Маленький человек должен уметь ориентироваться на ближайшей территории улиц и площадей, на проезжей части дороги, когда переходит ее, на перекрестках, пешеходных дорожках и тротуарах.
Публикация «Консультация для родителей „Изучаем дорожную азбуку“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Дорожные правила при всей кажущейся простоте сложны для усвоения даже взрослым, а маленьким детям особенно. Дело в том, что за каждым правилом стоит определенная ситуация. И ситуация эта не стабильная, а непрерывно меняющаяся. Чтобы понять то или иное правило, надо прежде всего зрительно представить себе то, что оно предполагает. Не каждому взрослому это под силу, а ребенку тем более.
Образ мышления у детей конкретен. Для того чтобы ребенок что-то верно понял и прочно усвоил, ему лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребенка правилам дорожного движения должно быть наглядным и лучше всего проходить в реальных, естественных условиях.
Вместе с тем не следует думать, будто показав и объяснив ребенку правила, он их навсегда запомнит и будет следовать им. Одно из основных условий обучения правилам дорожного движения состоит в том, что о правилах необходимо постоянно напоминать. Обучение правилам не должно сводится лишь к призывам соблюдать установленный порядок. Нужно, чтобы эти правила были осмысленны ребенком, стали одним из непреложных законов его поведения на улице.
По-настоящему обучить ребенка дорожной азбуке, благодаря которой он будет разумно вести себя на улице - задача каждого родителя. Индивидуально занимаясь с ребенком можно использовать и художественное слово, и рисунок, и диафильмы. И особенно большое значение приобретают прогулки взрослых с ребенком, их личный пример поведения на улице. Ни что не может дать столь благотворных результатов в воспитании юных пешеходов, как пример правильного поведения взрослых. Если мать или отец, идя по городу, на глазах у ребенка никогда не нарушит правил: пересекают перекрестки только при зеленом сигнале светофора, переходят улицы в положенном месте и т. п., то и он, видя все это, станет следовать их примеру, и, наоборот, нарушение дорожных правил взрослыми может послужить ребенку дурным примером.
Для того чтобы обучение ребенка дорожной азбуке родители могли сделать увлекательным и наглядным, можно пользоваться различными пособиями, например, набором красочных рисунков «Пешеходу-малышу» с легкомысленным слоненком, беззаботно погнавшимся на велосипеде за грузовиком, с говорливыми сороками, усевшимися поболтать на дороге, с лисой, решившей кататься на самокате там, где ходят пешеходы.
Выразительные рисунки, выполненные, разумеется, без намерения устрашить ребенка, но в то же время предупреждающие об опасности, заставляют его быть на улице осторожнее и вести себя осмотрительнее.
Большой популярностью у ребят пользуются альбомы для раскрашивания. Один из таких альбомов называется «Дорожная грамота». Рисунки объединены не только темой, но и связаны четким, увлекательным сюжетом. Отец дарит сыну педальный велосипед, и сын вместе с подружкой отправляется путешествовать по городу. О том, к чему приводит незнание ребятами правил и дорожных знаков, и рассказывается в книге-альбоме. «Дорожная грамота» - это настоящий учебник правил движения для самых маленьких, которые еще только учатся держать в руках цветные карандаши.
Интересен альбом «Еду, еду, еду». Он тоже предназначен для раскрашивания. Альбом рассказывает о путешествии игрушек по улицам, где они знакомятся с дорожными знаками, их значением. Дорожная азбука, поданная в игровой форме, вызывает у ребенка большой интерес.
С особенным увлечением ребенок играет, когда он «вооружен» теми атрибутами, которые сопутствуют той или иной выбранной роли. Он чувствует себя в такие минуты настоящим машинистом, капитаном, милиционером, шофером. Альбом, который называется «Мы едем, едем, едем» - это набор листов плотной бумаги, из которых предлагается самостоятельно вырезать и жезл регулировщика, и милицейскую фуражку, и дорожные знаки.
Издательства выпускают для детей и настольные игры которые знакомят с правилами уличного движения. Каждая такая игра преподносит детям материал по-своему, и не сухо, не назидательно, а в увлекательной форме. Настольные игры «Юные водители», «Красный, желтый, зеленый», «Говорящие знаки», «Светофор» - позволяют и проверить, и закрепить знание ребенком дорожной азбуки.
Проверять и в то же время закреплять знание ребенком правил можно с помощью игр «Мы едем по улицам», «Знаки на дорогах». Последняя представляет собой набор основных дорожных знаков и маленьких автомобилей. Игра открывает ребятам широкий простор для выдумки и творчества. Построив игрушечный город с улицами и перекрестками, расставив на них соответствующие знаки, они могут под руководством взрослых организовать увлекательную и полезную игру. Ребенок учится в ней ориентироваться на улице, быстро находить правильное решение в сложной ситуации. Ему становится более ясна и понятна согласованность и логика в действиях водителей и поведении пешеходов.
Почти в каждом доме сейчас имеется видеопроигрыватель. Можно приобрести фильмы: «Король дороги», «Мяч в воротах», «Мой племянник Борька», «На вашей улице», «Подарок», «Случай на дороге», «В погоне за приключениями».
Ребята смотрят эти занимательные и поучительные ленты, по-настоящему переживают происходящие события. И это очень ценно, потому что в детском возрасте эмоциональная память играет большое значение в познании окружающего.
Хорошим подспорьем родителям могут служить книги для детей о правилах дорожного движения. Например: Я. Пишумова «Это улица моя», О. Тарутина «Для чего нам нужен светофор?», «Мы по городу идем», Дорожная азбука», Г. Титова «Стоп», В. Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек».
Несколько книг принадлежат И. Серякову: «Знакомьтесь - автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота».
Книга А. Дорохова «Красный, желтый, зеленый» предлагает вниманию ребят рассказы, в которых объясняется, что означают такие, например, слова как жезл, «зебра», перекресток, рядность, указатели, шлагбаум, юз, эстакада. Узнают ребята из книг, что такое осевая линия, как расшифровать ГАИ (и для чего оно создано). Слова и понятия в книге расположены в алфавитном порядке. Это полезно для тех, кто завтра пойдет в школу, так как они лишний раз узнают о порядке букв в алфавите.
Содержательная книга «Светофор», большая по объему и разнообразная по жанрам. В нее входят рассказы, очерки, стихи, рассказы в картинках.
Сотрудники Госавтоинспекции проявляют огромную заботу о здоровье
и благополучии пешеходов, стремятся к тому, чтобы происходило меньше дорожных происшествий. А это возможно, если все люди, и в том числе и дети, будут хорошо знать и строго соблюдать правила поведения на улице, точно соблюдать запрет, о котором оповещает дорожный знак. Его сигнал равносилен приказу, подлежащему неукоснительному исполнению.