Ольга Кочеткова
Консультация для родителей «Использование дидактических игр для развития ВПФ для детей 3–4 лет»
Для того чтобы развивающие игры пошли малышу па пользу, взрослые должны постоянно экспериментировать, а также чутко реагировать на настроение ребенка. Только близкий человек может определить, что ему интересно, а что скучно, что у него получается, а что пока не идет. Хороша та игра, которая сочетает в себе занимательность, эмоциональную привлекательность и развивающий эффект.
Публикация «Консультация для родителей „Использование дидактических игр для развития ВПФ для детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Если игра не требует никаких усилий со стороны крохи и помощи взрослого, это значит, что возможности ребенка гораздо шире того занятия, которое вы ему предлагаете, а потому оно не имеет должного развивающего эффекта. Конечно, нет ничего плохого, если малыш время от времени будет играть в легкую и доступную для него игру. Но для его развития нужны также игры, в которых ребенок осваивает что-то новое: новые свойства вещей, новые движения, новые действия с предметами. Все это требует от родителей определенных усилий, но в то же время дарит и ребенку, и взрослому радость открытия и преодоления.
Но развивающего эффекта также не будет, если игра слишком сложна для ребенка. Он просто не включится в игровой контакт, и скорей всего слишком трудное задание быстро ему наскучит. Поэтому при проведении игр необходимо чутко следить за настроением ребенка и подстраиваться к его возможностям, слегка опережая их.
Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и внимание, память, речь ребенка. Для таких игр с малышами лучше использовать различные составные игрушки, основанные на соотношении размеров или цветов разных деталей. В не-которых случаях вам будут необходимы два одинаковых предмета — один для образца, другой — для воспроизведения правильного действия с ним.
Для ребенка трех, четырёх лет больше всего подходят игры с пирамидками, кубиками, картинками.
Дорожка из разноцветных колец.
Пирамидка — очень полезная игрушка. Однако недостаточно просто дать её ребенку, нужно научить его с ней играть. Для детей в возрасте 2-х лет пирамидка должна быть простая, состоящая всего из 3—4 колец разного цвета и одного размера. Научите малыша брать по очереди каждое кольцо и надевать его на стержень. Свою помощь в овладении правильными действиями сопровождайте словами: «Вот так, взял колечко пальчиками, надел его на палочку, молодец, давай еще». Малышу, который еще не научился надевать колечки, можно помочь, взяв его ручки в свои и действовать вместе.
Затем игру можно усложнить, заменив пирамидку на другую — с колечками разного размера и цвета. Поначалу малыш будет складывать кольца, не обращая внимания на их размер. Ребёнка 3-4 лет можно и нужно научить складывать так называемую гладкую пирамидку. Сложенная правильно (от большего кольца к меньшему, она на ощупь гладкая. Обратите внимание ребенка на этот факт, научите его проверять ручкой, гладкая ли пирамидка.
Проведите ладошкой малыша по неправильно собранной игрушке и обратите его внимание на имеющиеся неровности. А потом сделайте то же самое с правильно собранной пирамидкой.
Затем действия можно разнообразить. Предложите ребенку протянуть дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. Сначала ее можно складывать, не обращая внимания на величину колец. Потом сделайте вместе с малышом ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Для этой игры подходит пирамидка из семи колец с колпачком.
Еще из колец можно построить башенку. Чтобы она была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Научить ребенка различать величину колец можно, разложив их вперемежку и предложив ему найти самое маленькое, а потом самое большое и т. д. Накладывая одно колечко на другое, вы должны обратить его внимание на то, что большее по размеру кольцо всегда выступает из-под меньшего.
Пирамидка с кольцами разного цвета — прекрасное пособие, с помощью которого можно научить малыша различать разные цвета. Для этого игру с ребенком сопровождайте не только показом, но и комментариями. Одним из вариантов этой игры может стать использование двух одинаковых пирамидок из 3—4 колец разного цвета — одна для вас, другая — для крохи. Предложите ему, если он уже умеет нанизывать кольца, разобрать свою пирамидку и то же самое сделайте со своей. Затем покажите малышу кольцо определенного цвета и спросите его: «У тебя есть такое же — красное?» Если малыш ошибется, помогите найти нужное и приложите к своему, чтобы продемонстрировать совпадение цветов.
Для детей третьего и четвёртого годов жизни пирамидка может состоять из 6—7 колец разного цвета. Показывая малышу красное колечко, попросите его: «Найди все красные (зеленые, желтые)».
Важно учить ребенка определять размеры колец на ощупь, а не только визуально, и на ощупь же узнавать, правильно ли сложена пирамидка. Малыша можно попросить закрыть глаза (или завязать их платком, потрогать пирамидку, а потом ответить, ровная она или нет.
Играя с пирамидкой, обратите внимание малыша на те ее свойства, которые сразу не видны. Например, составленную из двух примерно равных колец пирамидку можно катать, как тележку.
Если, отзанимавшись с вами, малыш с увлечением продолжает собирать и разбирать пирамидку, пусть даже неправильно, оставьте ее для игры. Но как только вы заметите, что интерес к ней угас или ребенок просто разбрасывает колечки и использует их не по назначению, лучше уберите игрушку подальше.
Играя с ребенком, помните, что ему необходимо ваше одобрение. Если малыш с усердием нанизывает колечки в нужном порядке, на первых порах можно похвалить его и за это: «Как ловко ты надеваешь колечки!»
Разборные картинки.
Дети - по своей натуре — созидатели. Им нравиться строить домики из кубиков и конструкторов, собирать узоры из мозаики, закрывать рамки вкладышами, складывать вместе половинки квадратов или других фигур. Очень любят они и разборные картинки. Существует много видов таких игр - это и пазлы, так популярные во всем мире, и картинки на кубиках, и просто разборные картинки.
Пазлы и картинки на кубиках не сразу даются малышу. Головоломки Puzzle, как правило, состоят не менее, чем из восьми частей. Трёхлетний малыш теряется перед такой задачей, особенно если он не пробовал собирать изображения, разделенные на меньшее количество элементов.
Картинки на кубиках сложны тем, что сначала надо найти нужную грань кубика, потом повернуть ее нужной стороной, а потом уже найти ее место в картинке. Ни Puzzle, ни картинки на кубиках практически, невозможно собрать без картинки-образца, а маленький ребенок еще не умеет сопоставлять образец с той картинкой, которую он собирает.
Как играть
Возьмите для начала самый простой вариант (из двух частей). Покажите ребенку собранную картинку, затем выньте из подставки (или раздвиньте детали, если вы не пользуетесь подставкой) и попросите малыша снова собрать картинку:
— Картинка сломалась! Почини её скорее!
В первый раз не стоит переворачивать детали или класть их в беспорядке. В следующий раз, когда будете играть, можете немного запутать малыша, поменяв детали местами или перевернув одну из них "вверх ногами".
Затем играйте так же с каждым последующим вариантом. Если у ребенка не получается собрать картинку из трех – четырех частей, немного измените принцип игры: пусть попробует не собрать всю картинку от начала до конца, а только вставить одну из деталей на место. Потом уберите другую деталь, пусть малыш и ее вставит на место. И так далее со всеми деталями. Когда ребенок будет легко вставлять любую деталь, подбирая, как ее надо повернуть, переходите к самостоятельной сборке всей картинки.
Впоследствии, когда сборка одной картинки не будет вызывать, у малыша никаких сложностей перемешайте детали двух картинок, затем трех и всех четырех. Если вы вдруг видите, что задание вызывает замешательство, вернитесь на один уровень сложности назад.
В процессе игры обращайте внимание малыша на цвета, которые он видит, на детали рисунков. Спросите, какого цвета платочек у матрешки или ставни у домика. Если ребенок не умеет говорить, попросите показать, где красный или другой цвет, где у лошадки хвост, грива, где у домика труба и так далее.
Разговаривая с малышом в процессе игры, используйте слова :
• «левая половинка» «правая», «середина»,
• «верх» картинки, «низ».
В противоположность этой очень простой и доступной малышам игре, фирма RNToys выпустила другую, рассчитанную на детей около четырех лет.
Это тоже разборные картинки. На большой деревянной подставке выстроились в два ряда десять зверюшек пять слоников и пять собак разного размера - от самого большого к самому маленькому. Изображение каждого персонажа разделено на две половины - левую и правую. При игре нужно не только найти половинки каждого изображение и сложить вместе, но еще и расположить изображения на подставке в заданном порядке.