ирина попелюх
Консультация для родителей «Хороший или плохой»
▼ Скачать + Заказать документы
В повседневной жизни часто от людей приходится слышать такие фразы: «У меня всё идёт отлично!», «Ты же знаешь, я везучий!» или «Не с моим счастьем», «Мне никогда не везёт». Эти фразы являются отражением тех чувств, которые человек переживает, из которых складывается его отношение к себе, жизненная позиция, и называется это всё – самооценкой.
Закладывается она с самого раннего детства, прежде всего родителями. У маленького ребёнка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие, поэтому в детстве мы узнаём о себе только из слов и отношения к нам близких. Если к малышу относятся с пониманием, терпимо и с поддержкой принимают его промахи и неудачи в познании жизни, он вырастет с положительным отношением к себе. У ребё нка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я – хороший». Если же малыша постоянно «воспитывают», критикуют, наказывают, то его самооценка оказывается низкой и ущербной, и в его душе навсегда поселяется чувство тревоги: «со мной что-то не так», «я плохой». Способные дети хуже учатся, не ладят со сверстниками и взрослыми, менее успешны во взрослой жизни. А если всё это лежит на душе тяжким грузом многие годы, обязательно выльется в какой-нибудь физический недуг.
Публикация «Консультация для родителей „Хороший или плохой“» размещена в разделах
На что следует обратить внимание в поведении ребёнка.
Он стал чаще конфликтовать с окружающими. Агрессия, обидчивость и необъяснимая плаксивость стали преобладающими чертами его поведения. От чего так происходит? Психологи считают, что в душе такого ребёнка затаилась боль, страз, обида. Высказать их нелегко, и о них обычно умалчивают, их скрывают, боясь показаться слабым. Иногда малыш сам не понимает, что с ним происходит (Просто зол, почему – не знаю). Очень важно в этой ситуации вовремя почувствовать переживания ребёнка, понять, в чём он нуждается.
Чтобы не допускать глубокого разлада маленького человека с самим собой и окружающим миром, необходимо постоянно поддерживать его чувство самоценности. А для этого
Принимать его ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.
Активно слушать его, если он делится своими переживаниями и потребностями.
Стараться чаще бывать вместе (читать, играть, беседовать).
Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется САМ.
Помогать, когда просит.
Поддерживать успехи.
Делиться своими проблемами (это значит, доверять).
Конструктивно решать конфликты.
Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты пришёл».
Обнимать не менее четырёх раз в день, а чем больше, тем лучше.
Хочется привести данные психологического исследования, проведённого в первом классе одной московской школы. Как живётся детям, получившим оценку «хороший» и «плохой». Цифры оказались порази-тельными. Каждый «отличник» получал в день в среднем по 23 одобри-тельных замечания и 1-2 критических. А каждый «двоечник», наоборот, по 25 критических замечаний и только 1 положительное или нейтральное обращение. Это отношение передавалось детям-соученикам. При попытке «двоечника» пойти на контакт дети его прогоняли: «Уйди, ты плохой!».
Представьте себя на месте такого ребё нка: по 25 раз в день вы слышите только критику в свой адрес от авторитетных и уважаемых людей. И так изо дня в день из года в год! А в промежутках вас отталкивают ваши же сверстники. Как вы сможете выжить?