Лучший педагог года

Консультация для родителей «Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Наталья Черемохина
Консультация для родителей «Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Консультация для родителей на тему :

Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Черемохина Н. В., воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №44

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах формирова-ния

грамматически правильной речи в домашних условиях.

1. Вводная беседа.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с

Публикация «Консультация для родителей „Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях“» размещена в разделах

другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в до-школьном возрасте –необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специаль-ного воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правиль-но, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например, «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла», а не «свеклА».

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребен-ка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрос-лые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека.

Чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют определенно-го уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чте-нии.

Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению

грамоте, т. к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение пись-менной формы является лишь составной частью.

Целью домашних занятий является не только закрепление тех зна-ний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и раз-витие у него грамматически правильной связной речи – это задача, кото-рую родители могут и обязаны решать ежедневно.

2. Особенности проведения домашних занятий.

Для успешного развития речи ничего специально не нужно органи-зовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Игры для развития речи с использованием подручных предметов.

У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в

руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста.

• игра-соревнование «Подбери словечко»

Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое,

душистое, желтое, тяжелое, вымытое.

Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи,

друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее сло-во –откусывает кусочек яблока.

• игра «Нарисуй и заштрихуй»

Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным

карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

• игра «Вспомни сказку»

В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

• игра с союзом «а»

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнима-тельней и сравнить между собой: 1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут

послужить материалом и поводом для развития речи.

Развиваем грамматически правильную речь на прогулке.

На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по

лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезон-ными

изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это

обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы.

Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь суще-ствительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку сло-ва следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы, шелест листьев, шум шагов,

гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рас-сказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Развиваем грамматически правильную речь на кухне.

На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамма-тику,

фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты пи-тания»,

«Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи». Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «гото-вит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запо-минал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий,

остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку

соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Под-водите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посиль-ную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Развиваем грамматически правильную речь на даче.

На даче перед вами открывается простор для словарной и граммати-ческой работы по темам «Времена года», «Растения сада», «Цветы», «Де-ревья»,

«Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необы-чайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и много других. Не на картинке, а вживую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вы-растают ягоды, овощи и фрукты, каким трудом дается урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гла-диолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный сло-варь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в актив-ное употребление и существенно обогатят словарный запас.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, мо-гут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

3. Заключение.

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для

занятий со своими детьми. Не стоит упускать малейшего повода что-то

обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без

диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во вто-ром - пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские от-ношения).

Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на раз-витие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен про-смотра телевизора. Семейное чтение на ночь применимо не только к до-школьникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они

доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой со-вершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негатив-ном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положи-тельного результата.

Литература

1. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с до-школьниками. – М. : Сфера, 2017. – 32 с.

2. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. – М. : Издательство ГНОМ, 2017. – 48 с.

3. Харченко Т. Учимся красиво говорить. Сборник развивающих заданий. –М. : Айрис-Пресс, 2013. – 16 с.

Публикации по теме:

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Консультация «Формирование правильной осанки у детей» Осанка, или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Таким образом, осанка-это приобретенное человеком.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Опубликовано: 14 мая 2024 в 15:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД