МААМ-картинки

Консультация для родителей «Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Наталья Черемохина
Консультация для родителей «Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Консультация для родителей на тему :

Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Черемохина Н. В., воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №44

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах формирова-ния

грамматически правильной речи в домашних условиях.

1. Вводная беседа.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с

Публикация «Консультация для родителей „Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях“» размещена в разделах

другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в до-школьном возрасте –необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специаль-ного воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правиль-но, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например, «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла», а не «свеклА».

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребен-ка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрос-лые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека.

Чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют определенно-го уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чте-нии.

Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению

грамоте, т. к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение пись-менной формы является лишь составной частью.

Целью домашних занятий является не только закрепление тех зна-ний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и раз-витие у него грамматически правильной связной речи – это задача, кото-рую родители могут и обязаны решать ежедневно.

2. Особенности проведения домашних занятий.

Для успешного развития речи ничего специально не нужно органи-зовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Игры для развития речи с использованием подручных предметов.

У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в

руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста.

• игра-соревнование «Подбери словечко»

Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое,

душистое, желтое, тяжелое, вымытое.

Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи,

друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее сло-во –откусывает кусочек яблока.

• игра «Нарисуй и заштрихуй»

Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным

карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

• игра «Вспомни сказку»

В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

• игра с союзом «а»

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнима-тельней и сравнить между собой: 1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут

послужить материалом и поводом для развития речи.

Развиваем грамматически правильную речь на прогулке.

На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по

лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезон-ными

изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это

обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы.

Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь суще-ствительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку сло-ва следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы, шелест листьев, шум шагов,

гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рас-сказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Развиваем грамматически правильную речь на кухне.

На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамма-тику,

фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты пи-тания»,

«Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи». Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «гото-вит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запо-минал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий,

остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку

соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Под-водите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посиль-ную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Развиваем грамматически правильную речь на даче.

На даче перед вами открывается простор для словарной и граммати-ческой работы по темам «Времена года», «Растения сада», «Цветы», «Де-ревья»,

«Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необы-чайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и много других. Не на картинке, а вживую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вы-растают ягоды, овощи и фрукты, каким трудом дается урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гла-диолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный сло-варь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в актив-ное употребление и существенно обогатят словарный запас.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, мо-гут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

3. Заключение.

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для

занятий со своими детьми. Не стоит упускать малейшего повода что-то

обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без

диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во вто-ром - пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские от-ношения).

Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на раз-витие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен про-смотра телевизора. Семейное чтение на ночь применимо не только к до-школьникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они

доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой со-вершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негатив-ном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положи-тельного результата.

Литература

1. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с до-школьниками. – М. : Сфера, 2017. – 32 с.

2. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. – М. : Издательство ГНОМ, 2017. – 48 с.

3. Харченко Т. Учимся красиво говорить. Сборник развивающих заданий. –М. : Айрис-Пресс, 2013. – 16 с.

Публикации по теме:

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Консультация «Формирование правильной осанки у детей» Осанка, или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Таким образом, осанка-это приобретенное человеком.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях»Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях» У вашего ребёнка не достаточно развила мелкая моторика? Он неправильно держит ложку, не умеет застегивать пуговицы, не охотно и не аккуратно.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Опубликовано: 14 мая 2024 в 15:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Черемохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД