Наталья Черемохина
Консультация для родителей «Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Черемохина Н. В., воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад №44
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах формирова-ния
грамматически правильной речи в домашних условиях.
1. Вводная беседа.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с
Публикация «Консультация для родителей „Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях“» размещена в разделах
другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в до-школьном возрасте –необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специаль-ного воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правиль-но, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например, «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла», а не «свеклА».
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребен-ка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрос-лые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека.
Чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют определенно-го уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чте-нии.
Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению
грамоте, т. к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение пись-менной формы является лишь составной частью.
Целью домашних занятий является не только закрепление тех зна-ний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и раз-витие у него грамматически правильной связной речи – это задача, кото-рую родители могут и обязаны решать ежедневно.
2. Особенности проведения домашних занятий.
Для успешного развития речи ничего специально не нужно органи-зовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.
Игры для развития речи с использованием подручных предметов.
У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в
руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста.
• игра-соревнование «Подбери словечко»
Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое,
душистое, желтое, тяжелое, вымытое.
Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи,
друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее сло-во –откусывает кусочек яблока.
• игра «Нарисуй и заштрихуй»
Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным
карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
• игра «Вспомни сказку»
В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
• игра с союзом «а»
А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнима-тельней и сравнить между собой: 1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут
послужить материалом и поводом для развития речи.
Развиваем грамматически правильную речь на прогулке.
На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по
лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезон-ными
изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это
обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы.
Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь суще-ствительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку сло-ва следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы, шелест листьев, шум шагов,
гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рас-сказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
Развиваем грамматически правильную речь на кухне.
На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамма-тику,
фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты пи-тания»,
«Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи». Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «гото-вит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запо-минал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий,
остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку
соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Под-водите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посиль-ную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Развиваем грамматически правильную речь на даче.
На даче перед вами открывается простор для словарной и граммати-ческой работы по темам «Времена года», «Растения сада», «Цветы», «Де-ревья»,
«Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необы-чайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и много других. Не на картинке, а вживую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вы-растают ягоды, овощи и фрукты, каким трудом дается урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гла-диолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный сло-варь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в актив-ное употребление и существенно обогатят словарный запас.
Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, мо-гут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.
3. Заключение.
При современном ритме жизни все труднее становится найти время для
занятий со своими детьми. Не стоит упускать малейшего повода что-то
обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без
диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во вто-ром - пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские от-ношения).
Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на раз-витие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен про-смотра телевизора. Семейное чтение на ночь применимо не только к до-школьникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.
Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они
доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой со-вершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негатив-ном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положи-тельного результата.
Литература
1. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с до-школьниками. – М. : Сфера, 2017. – 32 с.
2. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. – М. : Издательство ГНОМ, 2017. – 48 с.
3. Харченко Т. Учимся красиво говорить. Сборник развивающих заданий. –М. : Айрис-Пресс, 2013. – 16 с.