Виктория Багдасарова
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель данной консультации : познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Язык – является сильной мышцей и главной для органов речи. Соответственно, для языка существует комплекс упражнений, выполнение которых способствует развитию правильного звукопроизношения. Комплекс гимнастики для языка является отличной профилактикой от появления различного рода дефектов и способствует сглаживанию недостатков речи ребенка. Важную роль играет время: чем раньше вы начнете заниматься артикуляционной гимнастикой, тем сильнее и заметнее будет проходить прогресс у малыша [2; С. 216].
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика в домашних условиях“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Данный материал поможет родителям в ознакомлении с некоторыми упражнениями и правилами их выполнения, а также их эффективности в рамках домашних занятий с ребенком.
Во время общения с ребенком в возрасте 7-8 месяцев, можно смело начинать делать следующие виды гимнастики : щелкать языком (как лошадка, улыбаться, делать губы трубочкой. При регулярном выполнении ребенок будет активно подражать родителям, тем самым тренируя верное беспрепятственное произношение звуков, при которых необходимо поднять язычок вверх, это такие звуки как: [ш], [ж], [р], [л].
В вопросах коррекции звукопроизношения у дошкольников артикуляционная гимнастика решает следующие вопросы: способствует подготовке артикуляционного аппарата к самостоятельному становлению произношения звуков, помогает тонизировать мышцы губ, лица и языка, играет важную роль в искоренении речевых дефектов.
Ниже изложены возможные виды упражнений и некоторые правила, соблюдение которых помогут в достижении максимально эффективного результата. Например, занятия должны проводиться ежедневно, и длиться около 10 минут. Лучше, если упражнения выполняются перед зеркалом – так проще отследить правильность их выполнения. Когда тренировка проводится в игровой форме, малыш лучше воспринимает информацию, с удовольствием делает упражнения. Начинать гимнастику лучше медленно, можно начать с четырех-пяти упражнений в день. Со временем прибавлять новые техники.
Упражнения по артикуляции могут быть статические и динамические. В статических важно не просто выполнить, но и удержать в течение некоторого времени (5-10 секунд) верную позу щек, губ или языка. Родитель может считать, пока ребенок делает комплекс, рекомендуемый логопедом. К статическим упражнениям артикуляционной гимнастики относятся : «иголочка», «парус», «блинчик» и другие.
В динамических важно точность исполнения, правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как: «вкусное варенье», «качели», «часики». Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.
Для артикуляционной гимнастики важно, чтобы ребенок ориентировался в пространстве: умел показать, что находится по сторонам от него (слева, сверху, справа, снизу). Понимает ли он, где у него правая сторона (нога, рука, а где левая. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения. Родитель также должен знать и уметь правильно продемонстрировать предлагаемое упражнение, согласно рекомендациям логопеда. Для взрослого данные упражнения («Трубочка», «Иголочка», «Пароход гудит», «Маляр», «Красим потолок», «Индюк», «Грибок», «Покусывание кончика языка», «Дятел», «Горка», «Катушка» и так далее) не составили труда и заняли всего несколько минут. Комплекс не должен быть сложным, но он будет очень полезен для развития артикуляции ребенка и позволит родителям наблюдать за прогрессом.
Ниже предложено несколько упражнений, которые помогут заинтересовать малыша. Гимнастика представлена в виде игры с ватными шариками и бутылочками, свечками [1; С. 116].
«Воздушный футбол»
Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).
«Свеча»
Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
«Сладкая зарядка»
Чупа-чупс не только любимая сладость малышей, но и отличный тренажер в арсенале логопеда. Удерживая конфету губами необходимо подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком [4; С. 109].
Эти упражнения прекрасно подойдут на альтернативу, если ребенку не нравится выполнять упражнения перед зеркалом. При регулярном выполнении артикуляционных гимнастик вы увидите, как напряженный артикуляционный аппарат малыша раз за разом расслабляется, движения становятся более естественными, непринужденными и организованными. Лучше избежать таких оценок как: «ты делаешь неверно», это может вызвать негативную реакцию и привести к отказу от занятий. Лучше акцентируйте внимание на успехах, подбадривайте и хвалите его. Положительные эмоции очень влияют на результат. Тематическая литература позволит вам проявить свою фантазию придумать сказку или что-то другое, что позволит разнообразить ваши занятия, сделать артикуляционную гимнастику более интересной.
Литература
1. Вакуленко Л. С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
2. Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
3. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках : пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. – М. : Издательство ГНОМ, 2016. – 64 с.
4. Ханьшева Г. В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/ Д: Феникс, 2013 – 109 с.