Приложение МААМ

Консультация для воспитатлей «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев»

Лариса Билан
Консультация для воспитатлей «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитатлей "Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев"

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли" Сухомлинский В. А.

Работая в дошкольном учреждении, я как воспитатель сталкиваюсь с проблемой мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Особенно у ребят старших групп перед поступлением в школу. Так как на первом этапе обучения, им часто приходиться испытывать затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Публикация «Консультация для воспитатлей „Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев“» размещена в разделах

Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы, требующие специального развития.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств предметов, всеми цветами спектра, геометрическими формами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич) путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения, что будет способствовать развитию речи.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точнее различение речевых звуков - различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Родители и педагоги должны уделять внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Родители при этом решают сразу две задачи: во - первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во - вторых, готовят к овладению навыка письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускаются скука и переутомление.

Чем можно занять ребенка, чтобы развить ручную умелость?

Традиционные формы:

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- графические упражнения: штриховка, дорисовка, соединение по точкам, графический диктант;

- игры: мозаика, конструктор, шнуровка;

- предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный.

Нетрадиционные формы:

- самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, воздушными шарами;

- игры с пальчиками с использованием разнообразного материала (бросовый, природный, хозяйственно-бытовой).

Мелкую моторику развивают также физические упражнения.

Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Дети могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики много. При желании, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Список литературы:

1. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 1997 г.

2. Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.

3. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику"

ЭКСМО-Пресс, 2001г.

Публикации по теме:

«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». Дидактическая игра по развитию мелкой моторики«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». Дидактическая игра по развитию мелкой моторики Движение пальцев кистей рук имеет особое развивающее значение. Третий год жизни – это возраст безграничного трудолюбия. В этом возрасте.

Конспект занятия «Театр на кончиках пальцев» Программное содержание: 1. Развивать двигательную активность кистей и пальцев рук. 2. Развивать речевую деятельность детей окрашивая ее эмоциональной.

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев»Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев» Цель: ознакомление родителей с ролью влияния движений пальцев рук ребенка, на развитие речи; Дорогие родители! У детей при ряде речевых.

Мастер-класс «Гениальность на кончиках пальцев» учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категории Павлова О. В. МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев»[/b] Цель: 1. Показать.

Мастер-класс с воспитателями и родителями «Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев» Видео В. А Сухомлинскийутверждал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити.

Мир на кончиках пальцев. Использование тактильных дощечек.Мир на кончиках пальцев. Использование тактильных дощечек. Познание окружающего мира невозможно без сенсорного опыта. Без сенсорной памяти, которая состоит из слуховой, обонятельной, вкусовой и тактильной.

Памятка для родителей «Речь на кончиках пальцев» Памятка для родителей «Речь на кончиках пальцев» Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей Движения пальцев и кистей.

Проект «Ум — на кончиках пальцев» Возраст детей: от 2 до 3 лет Тип проекта : познавательно-игровой Продолжительность : с 14.04.2014 по 25.04.2014 Цель : «создать разносторонние.

Проект «Здоровье на кончиках пальцев» .

Ум на кончиках пальцев На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитатлей «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев»
Опубликовано: 5 августа 2015 в 07:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитатлей «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Билан (УИ 58873) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД