Галина Новикова
Консультация для родителей «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудность в освоении окружающего мира, вот главная и существенная проблема детей с расстройством аутистического спектра. Этой категории детей присущи проявления таких состояний, как страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность в себе и своих силах. Так, музыка оказывается единственно возможной для них “линией связи” с окружающим миром.
Одна из причин, почему музыка так притягательна, заключается в том, что она не требует участия речи, столь трудной для большинства детей с аутизмом. Другая причина кроется в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций, которые, как представляется на первый взгляд, чужды человеку с аутизмом.
Публикация «Консультация для родителей „Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Ещё в античное время философы и ученые - Пифагор, Аристотель, Платон, указывали на лечебное, профилактическое, коррекционно-развивающее воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок и гармонию не только во Вселенной, но и в нарушенном человеческом теле. Мелодия, темп, ритм, изменяют настроение человека, влияя на его внутреннее состояние.
Тысячи лет тому назад виднейший врач того времени Авиценна лечил музыкой психические заболевания. Основоположником музыкотерапии принято считать Эмиля Жак Далькроза, швейцарского педагога и музыканта. В коррекционной психологии особенно интересен подход Карла Кенинга: лишь при активном включении ребенка в процесс музицирования (пение, игра, движение, можно добиться положительных результатов. С одной стороны, у ребенка повышается интерес к самому процессу, улучшается эмоциональный фон. С другой - происходит лечебный процесс, воздействующий на психосоматические процессы.
Одним из коррекционных методов обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра признана музыкальная терапия.
Музыкотерапия представляет собой – метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушения в эмоциональной сфере, поведения, при проблемах в общении, страхах, речевых нарушениях.
Уникальность музыкотерапии заключается в простоте применения, малой затратности и высокой эффективности, что дает возможность использовать данный метод на любом уроке. Этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия.
Музыкотерапия призвана решать задачи нормализации психоэмоционального состояния, обеспечить выход ребенка с РАС из отрицательных переживаний, наполнить его положительными эмоциями, реконструировать его эмоциональную сферу.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм, обеспечивает гармонизацию состояния ребенка, снятие напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса, коррекцию психоэмоционального состояния.
Выделяют три основных направления действия музыкотерапии в коррекционной работе с детьми :
1. Эмоциональное самовыражение. Музыка дает детям с РАС возможность двигаться, танцевать, петь или шуметь, что является способами выражения эмоций.
2. Построение социальных навыков. Музыкотерапия может способствовать двухстороннему общению со сверстниками.
3. Развитие речи. Пение дает примеры речевых потоков, рифмования и произношения слов, что может решить проблему с монотонной речью у детей с РАС.
Музыка становится не просто развлечением, она участвует в жизни, помогает становлению личностных качеств и с ее помощью решаются вопросы коррекции и реабилитации. Потребность в музыке имеет связь с очень важной потребностью в общении, которая у таких детей не всегда легко осуществима, а общение является ведущей деятельностью.
Песни могут использоваться в качестве способа контроля эмоций и поведения. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют неуверенные дети, а подвижные дети становятся более уравновешенными. Таким образом, хоровое пение особо сближает всех поющих. Воспроизведение песен связанных с конкретными действиями может улучшить понимание языка и помочь детям узнать значения слов.
Использование фоновой музыки приводит к снятию нервного эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей, развитию воображения в процессе творческой деятельности
Танцы под музыку позволяют детям выражать эмоции и помогают уменьшить аутостимулирующее поведение. Танцы помогают познать свое тело и способствуют развитию навыков координации.
Во время пения или прослушивания песен дети повторяют жесты или хлопают по ритму песни. Изучение простых ритмических паттернов поможет ребенку с аутизмом увеличить фокус и память.
Реализация коррекционных возможностей музыкальной деятельности необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.