Федорук Марина
Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство всестороннего развития ребенка»
▼ Скачать +Заказ
Сейчас в России остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Что-то было упущено педагогикой 5-10 лет назад, если средства массовой информации пестрят о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если»… Что-то изменилось в русском человеке? Конечно изменилось – потерялось, забылось в каждодневной суете.
Публикация «Консультация для родителей „Музыкальный фольклор как средство всестороннего развития ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Произведения русского народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Знакомство с народным творчеством нужно начинать с раннего возраста, с потешек, с колыбельных песенок.
Детям нравится когда берешь куклу на руки и нежным, ласковым голосом начинаешь припевать:
«Баю, баю, баю-бай,
Ты собачка не лай.
Белобока не скули,
Нашу Таню не буди».
Чтобы малыши быстрее запомнили потешку, можно показать, как громко лает собачка, что она может разбудить Таню. Можно дружно попросить «ты, собачка, не лай, белобока не скули» : после таких обыгрываний дети, как правило, быстро запоминают песенку и переносят ее в повседневную жизнь. Знакомство с потешками можно начинать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Нужно дать детям возможность рассмотреть игрушку, потрогать, а потом рассказывать о персонаже потешки, о ее особенностях. Обязательно объяснить значение новых слов, которые дети услышат в потешке. До чтения потешки «Конь» у детей уже сформировано представление о том, какое это красивое гордое животное:
«Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому.
Он головушкой потряхивает
Золотой уздой побрякивает…»
Во время умывания, причесывания малышей можно приговаривать и такие песенки: «Водичка, водичка умой мое личико…», «Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньки». Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры «Дочки-матери»; как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.
Дети взрослеют. Потешки нужно подбирать с более сложным смыслом. Детям уже ставится задача не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Например, дети учатся говорить, как лисичка, заяц, медведь и т. д.
«Тень, тень, потетень, выше города плетень
Сели звери на плетень, похвалялися весь деть…»
В старшем возрасте нужно много внимания уделять сказкам, их нужно не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это поможет понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Можно накинуть на плечи шаль или еще лучше надеть костюм бабушки или сказочницы. Начинать сказку можно присказкой:
За ступенькою ступенька – стоит лесенка,
Слово к слову ставь складенько – будет песенка…
Можно прослушивать сказки в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, вдумываться в характер героев, насладиться нежностью, наивностью народного языка.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку, напомнить медлительному ребенку : «Семеро одного не ждут». Или ребенок оделся не так аккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события.
«Весна красна цветами,
Осень красна – плодами»,
«Март с водой, апрель с травой».
А сколько пословиц о труде, которые можно использовать в повседневной жизни.
«Терпение и труд все перетрут»,
«Дело мастера боится»,
«Кончил дело, гуляй смело» и т. д.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек и для каждой подбирается загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры, грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка».
Дети быстро отгадывают если предмет перед глазами. Можно начинать занятие загадкой. Дети отгадывают что они будут рисовать или лепить. На прогулке когда дети наблюдают за деревьями, птицами и т. д. предложить соответствующие загадки: «Сияют в лучах сестрички, желтый глазок, белые реснички», «Нет ног, а идет».
Колыбельные несли в себе народную мудрость, красоту, это частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», народная мудрость. Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, использующая искусство своего народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – это «душа» музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления ребенка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание. Через колыбельную ребенок получает первые представления об окружающем мире, животных, птицах. Колыбельные содержат элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама нежность, любовь матери, бабушки или того кто ее исполняет, составляющие стихию колыбельных.
Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная, в которой мать с ласкою обращается к малышу, помогает удовлетворить его потребность в общении со взрослыми. У ребенка возникает ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким. В колыбельной отражалась тревоги матери о ребенке, каждодневные заботы: как одеть, чем накормить. Стремление повернут к ребенку светлую сторону жизни, отсюда – пожелание счастья, благополучия:
Будешь в золоте ходить,
Чисто серебро носить.
Есть много колыбельных которые содержали обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды:
«Баю, баю, баиньки,
Скатаем Насте валенки…»
Особенно часто встречается обращение к коту:
«Шел котик во лесок,
Нашел котик поясок».
В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы безусловно что-то невосполнимо теряем для себя и детей. В детском саду колыбельные песни звучат на занятиях, в повседневной жизни. В колыбельных допускается незначительное обличение мелодии или замена распевов основными звуками мелодии. Если текст трудный, можно опустить отдельные куплеты.
Вечернее время дети проводят с мамами, поэтому именно они могут ввести в их жизнь народные колыбельные. Если дети слышат и поют колыбельные песни, являющиеся высокохудожественными эталонами народного творчества, то более успешно импровизируют и свои собственные мелодии, «убаюкивая» куклу или мишку.