Нартова Тамара
Консультация для родителей «Метод наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Метод наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников»
воспитатель Нартова Т. К.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский.
Публикация «Консультация для родителей „Метод наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Развитию речи в детском саду уделяется очень большое внимание, и мы бы хотели, чтобы Вы, уважаемы родители, также в этом активно участвовали. Потому, что ребёнок, безусловно, в той или иной степени, усваивает информацию, которую несёт ему педагог. Но намного глубже дети впитывают то, что передают им родители. Главными для ребёнка всегда были и будут его мама и папа.
Очень многое из того, чем мы занимаемся с детьми в детском саду, Вы можете делать и дома. И делать это необходимо, потому что только Вы можете обеспечить своему ребёнку ежедневное закрепление тех умений и навыков, которые он ещё недостаточно освоил.
Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (педагоги и родители, должны, особое внимание обратить на развитие связной монологической речи : научить их самостоятельно думать и не бояться высказывать свои мысли, рассуждать и рассказывать. Развивать связную монологическую речь детей позволяют такие приемы, как заучивание стихов, составление рассказов по картине, сочинение сказок, пересказ литературных произведений и др.
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образная память, поэтому нужно учитывать эту особенность. Для обучения детей и развития у них навыков связной речи целесообразно использовать наглядность. Чтобы быстро заучить стихотворение и запомнить его, или запомнить и пересказать произведение, перед детьми должна предстать картинка происходящего (образ, цепочка последовательных событий). Выполнение подобных заданий облегчает наглядное моделирование.
Содержание стихотворения, рассказа, наблюдения можно зарисовать в виде схематичных значков (символов). Каждый символ вызывает у детей ассоциации с каким – либо предметом, объектом. Моделирование облегчает процесс запоминания и увеличивает объем памяти; позволяет ребенку строить свои высказывания более точно, логично и последовательно.
Познакомимся с практическим применением моделирования (моделирование является составляющим для технологии мнемотехника)
Заучивание стихотворения с помощью моделирования :
читаем стихотворение и обсуждаем с ребенком его содержание (как можно подробнее – о ком или чём, как описываются явления, действия и т. д. ;
читаем стихотворение построчно и обсуждаем с ребенком, как можно изобразить сказанное и изображаем значком;
читаем стихотворение 1- 2 раза и соотносим с изображенным символом;
читаем стихотворение совместно с ребенком;
побуждаем ребенка читать стихотворение самостоятельно (на этапе заучивания можно помогать).
Стихотворение “Весна – красна”
Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
Составление рассказа о зиме с помощью моделирования
Подготовка к рассказу начинается с небольшой беседы (что бывает зимой);
далее зарисовываются значки, символизирующие зимние явления природы;
приступаем к рассказыванию.
Примерный образец рассказа:
Наступила зима.
Всюду белый, пушистый снег.
Холодно на улице.
Дети пошли гулять. Они оделись тепло.
Дети катались на санках, лыжах,
играли в снежки, лепили весёлого снеговика.
Хорошо зимой!
Пересказ сказки с помощью моделирования
В начале при чтении текста сказки выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей значок — символ ( можно придумать символы на каждое слово или словосочетание: изобразить главных героев сказки, явления природы, какие — либо действия - то есть можно нарисовать всё то, что ребёнок посчитает нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было понятно).
Взрослый показывает и доводит до ребенка то содержание, которое он вложил в каждое схематичное изображение.
Взрослый начинает рассказывать сказку, побуждая ребенка к совместному рассказыванию. Постепенно ведущим в рассказывании становится ребенок.
Украинская народная сказка «Колосок» в моделировании может выглядеть так :
приложение1.
А вот так может выглядеть моделирование сказки «Красная шапочка»
приложение2.
Элементы моделирования можно включать практически во все виды деятельности: образовательную деятельность (описание игрушек, животных, опорные схемы для заучивания стихотворений и развития связной речи при пересказе, игровую деятельность. Данный метод поможет дошкольнику в развитии не только связной речи, но и умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.