Таболина Надежда Павловна
Консультация для родителей «Малыш и музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Малыш и музыка
Многолетняя практика работы с детьми раннего возраста показала: уже на первом году жизни малыши любят слушать детские песенки, в исполнении которых затем (при повторении в течение 3- 5 дней) принимают посильное участие: подговаривают простые слова или слоги, звукоподражают («ав», «мяу», «ой», подпевают «ля- ля» поющему взрослому. А в возрасте 2 лет дети могут подпевать отдельные строчки песенки (те, которые удобны для них в речевом плане, достаточно верно передавая общее направление мелодии. Если мама не только поет, но и аккомпанирует себе на музыкальном инструменте, то малыш внимательно будет слушать и музыкальное вступление песни, и проигрыш. Маленькие дети с большим интересом слушают, а затем и узнают знакомые мелодии песен, которые взрослый исполняет на таких музыкальных инструментах, как фортепиано, скрипка, дудочка, металлофон, гармошка.
Публикация «Консультация для родителей „Малыш и музыка“» размещена в разделах
Даже на первом году жизни малыш, услышав колыбельную, которую мама напевает без текста, без подсказывающих слов «баю- баю», узнает музыку и выражает это действием: обнимает себя (или куклу) двумя руками, слегка раскачивается из стороны в сторону- «убаюкивает себя». Но вот мама запела другую мелодию- плясовую. Малыш сразу начинает плясать: хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук, слегка подняв их. Или «пляшет» кукла: ребенок, держа ее перед собой, постукивает ею по своим коленям или по полу, покачивает вправо- влево. Но вот опять без пауз, без остановок мама запела колыбельную - малыш тут же действует в характере музыки. Так он слушает музыку, понимает ее и радуются: мамочка рядом, играет с ним, поет. Мама тоже довольна: «Как хорошо мы поиграли с моей Танечкой!». Радость мамы передается ребенку и усиливает его желание повторить игру, в которой он проявил свое понимание музыки – колыбельной и плясовой.
Малыш растет. Все больше и больше он любит музыку, все лучше и лучше слушает ее. Уже можно поиграть так. Мама и малыш сидят рядом, лучше – напротив друг друга На мелодию песни «Во поле береза стояла» мама поет:
Тихо мы в ладошки ударяем,
Тихо мы в ладошки ударяем,
Люли, люли ударяем,
Люли, люли ударяем. (мама поет негромко и вместе с ребенком хлопает в ладоши)
Громко мы в ладоши ударяем,
Громко мы в ладоши ударяем,
Люли, люли ударяем,
Люли, люли ударяем. (мама и малыш хлопают громче).
Через 2-3 дня мама по – разному напевает только мелодию песни (без подсказывающих слов «тихо – громко». Проходит день – два, и мама перестает хлопать – ребенок самостоятельно хлопает, ориентируясь на силу звучания мелодии. Такие игры и музыкальные упражнения акцентируют внимание детей на меняющихся оттенках звучания музыки.
Каждый день приобщайте ребенка к музыке, играя с ним, доставляя ему радость. Например, мама включает запись одного – двух куплетов марша или поет мелодию на «ля – ля» бодро и четко. Вместе с ребенком шагает по кругу. С окончанием музыки они останавливаются. «Хорошо шагать под музыку? Еще?» - спрашивает мама. Как правило дети отвечают: «Да». Маршируют еще раз. Затем без остановки, без паузы мама включает другую музыку – быструю, легкую, говорит: «Другая музыка! Так и хочется побегать!». Бегут. (музыка для бега должна звучать короче, чем марш.) И опять один куплет марша и ходьба. Первые 2-3 занятия мама вместе с ребенком чередуют марш и бег. А затем мама предлагает «поучить» мишку, зайку или куклу. Теперь малыш с игрушкой самостоятельно марширует и бегает, ориентируясь на скорость звучания и характер музыки.
Учите малыша плясать : хлопать, топать, переступать с ноги на ногу; подняв руки, поворачивать кисти рук; делать полуприсяды, пружинку. К трем годам включайте в пляску более сложные совмещенные движения. Учите ребенка одновременно притопывать ногой и хлопать в ладоши, кружиться и. подняв одну или обе руки, делать вращательные движения кистями, делать 2- 3 шажка вперед- назад и движение «ручки пляшут». Веселая музыка, радостные лица взрослых еще больше побуждают малыша к пляске. Если при этом звучит яркая плясовая (лучше народная, рядом пляшет мама (бабушка, папа, взрослый пляшет ритмично, не забывает менять плясовые движения с началом следующего куплета, не злоупотребляет продолжительностью пляски, включает посильные для малыша движения, умело поощряет самостоятельную пляску ребенка, тогда пляска «в радость и на пользу».
Большое внимание необходимо уделять слушанию музыки – основе музыкального воспитания. Если ребенку 2 года с ним можно поиграть в «Угадай – ку» : малыш прослушивает 2-3 музыкальные пьесы (разумеется, с каждой из них его надо познакомить заранее, запоминает, узнает, называет музыкальное произведение или по своему желанию самостоятельно может выразить их содержание в движении. Например, пьесы Г. Фрида малыш сопровождает таким показом: «Птички спят» - сидит, склонив голову, руки под щекой («спит») ; «Птички летают» - разводит руки в стороны, помахивая ими, бегает по комнате («летает»). Взрослый включает запись пьесы «Большая собака» М. Раухвергера, услышав которую ребенок убегает, прячется – «птичка улетает».
Радуемся
- музыкальной памяти малышей;
- желанию слушать, умению слушать;
- способности различать характер музыки;
- умению различать высокие и низкие звуки.
Хорошо, если у ребенка есть любимая музыка и он просит повторить ее еще и еще, а также любимые музыкальные инструменты.
Радуемся
- если малыш просит спеть песенки, повторить ту, которая ему больше нравится, подпевает взрослому;
- если ребенок из многих игр выбирает ту, в которой звучит музыка.
Интерес, внимание, любовь к музыке помогают развивать музыкальную память, слух, чувство ритма – основу музыкальности. Игры с использованием звучащих предметов и музыкальных инструментов
Игры с использованием звучащих предметов и музыкальных инструментов развивают в ребенке слуховое восприятие и чувство ритма, способствуют формированию музыкального вкуса и эмоциональной восприимчивости.
1. Разноцветные звуки (Послушайте с ребенком различные звуки, которые возникают, когда бьешь ложкой по крышке кастрюли, стакану, столу, батарее или наполненным разным количеством воы стеклянным бутылкам т. д.)
2. Первые музыкальные инструменты (Ложки. Поиграйте с ребенком на деревянных или железных ложках. В разном ритме и с разной громкостью бейте двумя крышками от кастрюль друг об друга).
3. Погремушки. (Погремите погремушками и спрячьте их за спину, снова погремите. Возьмите погремушку в руку и гремите ею с различной громкостью и в разном ритме. Предложите малышу совершать вместе с вами различные движения в соответсвии с ритмом: притоптывать ногой, приседать, кружиться, качать головой и т. д).
1. Игра на музыкальных инструментах (Посадите на столе перед ребенком игрушечного кота, собачку и корову. Каждой игрушке "дайте" музыкальный инструмент под чтение приведенного ниже стишка:
Кот играет на баяне, песик наш – на барабане.
А корова на трубе поиграть спешит тебе.
Можно использовать металлофон, деревянные ложки, колокольчик, погремушку, трещотку. Кот «берет» баян и показывает, как на нем играть. Собака играет на трубе и т. д. Затем попросите ребенка взять трубу и сыграть на ней. Проследите, чтобы он вернул трубу обратно корове. Потом предложите постучать по барабану, а затем отдать его "хозяину").