Елена Клюева
Консультация для родителей «Ваш малыш поступает в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш малыш поступает в детский сад и первое с чем вам придется столкнуться, адаптация ребенка к детскому саду. Адаптация, в переводе с латинского, приспособление. Н. М. Аксарина сравнивает процесс привыкания ребенка к детскому саду с работой садовника: «садовник бережно пересаживает молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой она произросла, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, лепестки его вянут. Мы погружаем ребенка в незнакомую обстановку окружаем чужими людьми, рушим сложившиеся стереотипы».
Публикация «Консультация для родителей „Ваш малыш поступает в детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Когда ребенок поступает в детский сад, взрослые так же пытаются создать комфортную обстановку. Но, несмотря на внимание и заботу все дети по-своему реагируют на трудности адаптации (Смирнова Е.) Реакция на стресс у каждого ребенка своя (в зависимости от его темперамента, привычек, развития) :
-проявляются беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, безучастность);
- наблюдается повышенная возбудимость, упрямство и негативизм, в полной мере, чаще проявляемые дома, в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки, сдерживаемого в детском саду психологического напряжения.
-появление психомоторных нарушений – тиков и заикания
-возможны снижение веса и регрессия или остановка в развитии
Поведенческие проявления на поступление в детский сад разные есть дети, которые в первый день поступления в группу, ведут себя так, как будто всегда ходили в детский сад. И родители спешат оставить ребенка на полный день. Но такое впечатление, часто бывает обманчивым, через несколько дней, ребенок, наигравшись новыми игрушками, понимает, что теперь так будет всегда (каждый день его будут «извлекать», из комфортной обстановки дома и отводить в детский сад). И вот тогда начинается очень бурная реакция сопротивления. А есть дети, которые реагирую очень бурно в первые дни (плачут, убегают и забиваются в угол, но через несколько дней присмотревшись и успокоившись, демонстрируют очень быструю адаптацию.
Различают 3 степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая.
При этом при наблюдении за изменениями в поведении учитывают
-эмоции ребенка (какие эмоции преобладают в течении дня)
-социальные контакты (как общается с взрослыми и детьми)
-познавательная деятельность (исследует ли пространство, игрушки)
-социальные навыки (самостоятельно кушает, одевается)
-аппетит
-сон
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. При этом аппетит нормализуется уже через неделю, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. Преобладает радостное или спокойно-устойчивое эмоциональное состояние. Ребенок общается с детьми и взрослыми, увлечен игровой деятельностью.
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведеньческую активность. Стабильное поведение наблюдается, через 1,5-2 месяца.
Тяжелая адаптация может длиться до полугода. Сопровождается заболеванием ребенка, т. к. организм испытывает сильные психологические нагрузки, у ребенка преобладает агрессивно- разрушительные реакции, активные эмоции (плач, крик) или напротив тихий плачь, подавленность, напряженность, заторможенность.
Основные факторы, которые влияют на течение адаптации – это:
-здоровье ребенка,
- соблюдение режима дня, приближенного к режиму детского сада,
-культурно-гигиенические навыки,
-социальные навыки,
- развитие ребенка (умение занять себя игрушкой, игрой)
-сформированность базового доверия к миру и людям
Ведущие психологи (Эриксон Э., Боулби Д., считают, что при правильном воспитании, в общении ребенка с матерью и значимыми взрослыми в течение первых 2 лет жизни у ребенка формируется базовое доверие к миру и людям. При нарушении формируется недоверие, настороженность, напряжение, пассивность.
Как родители могут помочь ребенку при поступлении в детский сад. Прежде всего, гармонизировать все факторы, которые влияют на адаптацию, то о чем я говорила выше.
Обратите внимание на здоровье ребенка. Если у ребенка есть хронические заболевания, очень важно действовать совместно с доктором. Если присутствуют неврологические проблемы, очень важно проговорить возможность поддерживающих мероприятий с неврологом (это может быть как медикаментозная терапия, так и щадящая адаптация, постепенное увеличение пребывания ребенка в дошкольном учреждении).
Очень важно в оставшийся период приблизить ваш режим к режиму детского сада. Так очень важно, что бы ребенок, приходя в дошкольное учреждение, не капризничал, из- за того, что он не выспался. Так же обратите внимание на навыки, которые у ребенка по возрасту должны быть сформированы: навыки опрятности (горшок, умение держать чашку, ложку, участвовать в умывании, одевании. Опыт общения со взрослыми и детьми, развитие ребенка, умение занять себя игрушкой).
Так же очень важно доверие к тем людям, которым вы поручаете ребенка, работникам детского сада. Дети очень хорошо умеют читать ваше лицо и сразу по вашей мимике считывают, есть опасность или нет. Поэтому приводя ребенка в первые дни, следите за собой, если у мамы, которая привела ребенка первый раз в детский сад большие испуганные глаза и сбивчивая, тревожная речь, ребенок чувствует испуг, тревогу недоверие. Постарайтесь быть спокойной, уверенной, улыбчивой, демонстрируйте ребенку безопасность происходящей ситуации. Постепенно отработайте короткий ритуал прощания, не затягивайте расставание. Если привязанность ребенка к матери очень велика, будет лучше, если приводить в детский сад, будет, кто то другой и членов семьи.
В период адаптации ребенка в детский сад лучше приводить, постепенно увеличивая, количество часов пребывания к детскому саду. Как правило, в первые 2 дня, это 2 часа, затем ребенок ходит некоторое время до обеда, затем остается на сон. Поэтому постарайтесь продумать по возможности свой выход на работу так, что бы ребенок мог постепенно привыкать к дошкольному учреждению. Учитывайте, что большинство детей в этот период заболевают, т. к. физические и психологические затраты очень большие. А после болезни адаптация может начинаться заново.
В заключении хочется сказать, что период для вас и ваших детей волнительный, но вы обязательно благополучно его преодолеете. Пройдя этот период ребенок выйдет на новый уровень социализации, станет более самостоятельным, в его жизни появятся новые друзья, новые значимые взрослые. Что даст определенный скачек и в общем развитии ребенка. Педагоги, работающие с вашими детьми очень опытные. И, как правило, большинство детей в детском саду проходят адаптацию по легкому и среднему уровню. И только в среднем 2 детей имеют тяжелый уровень адаптации. Чаще всего это невротизированные дети или дети, имеющие очень сильную привязанность к маме.