Валентина Гранина
Консультация для родителей «Малыш и музыка вокруг»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание в раннем возрасте
Раннее развитие ребенка в настоящее время стало довольно модной тенденцией. Одной из областей раннего развития ребенка является вопрос о музыкальной деятельности.
- Когда начинать музыкальное образование ребенка?
- Как подготовить ребенка к музыкальной деятельности?
- Что делать для того, чтобы развить у ребенка хороший слух, память, чувство ритма и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Малыш и музыка вокруг“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Чтобы дать ответы на эти вопросы, необходимо понимать, в чем функции раннего музыкального развития.
Одновременно с музыкальным развитием ребенка формируются и другие жизненно важные процессы. Это и общее психическое развитие, личностное, физическое и когнитивное развитие. Во-первых, музыка оказывает важнейшее влияние на формирование личностных качеств растущего человека. Прежде всего, это происходит благодаря совместному прослушиванию музыкальных произведений взрослого и малыша с самого рождения. Взрослых часто это удивляет, но раннее музыкальное развитие благотворно влияет и на физическое развитие ребенка. В песнях и играх под музыку у детей развиваются и координируются движения. Кроме того, встреча с прекрасной музыкой способствуют познавательному развитию малыша. Ребенок запоминает понравившуюся мелодию, ассоциирует ранее услышанные напевы с ситуацией, а восприятие музыки требует от детей концентрации внимании. Восприятие музыки это активная деятельность, а не пассивное слушание, как полагают многие родители. Развитие музыкального восприятия подразумевает развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, для чего необходимо совместное со взрослым прослушивание музыкального произведения. Родители должны побуждать активность детей при слушании музыки.
Какова же логика становления основ музыкального восприятия ребенка? Первое, на что реагирует ребенок, это интонация в музыке, песне. С первых месяцев жизни малыш начинает улавливать интонации окружающих его людей, что тесно связано с общим развитием речи. Попробуйте одно и то же выражение или слово произнести с разной интонацией, и вы заметите, что ваш малыш по-разному реагирует на одинаковые слова, произнесенные с разной интонацией. Для ребенка первого-второго года жизни интонации в музыке достаточно для осознания музыкального образа. Именно поэтому в раннем возрасте рекомендуется петь и разучивать с ребенком песни, где важными являются интонации вопроса, ответа, восхищения, горя и т. д.
А вот для ребенка третьего года жизни интонации музыки недостаточно, ему уже необходимо разбираться в таких элементарных средствах музыкальной выразительности как тембр и сила звучания музыки. В этом возрасте малыши проявляют интерес к музыкальным инструментам и даже пытаются осваивать способы звукоизвлечения. Хорошо, если бы ребенок имел доступ к разным музыкальным инструментам : духовым (дудочка, свирель, ударно-клавишным (детское пианино, металлофон, ксилофон, ударным (бубен, барабан, струнным (балалайка). Знакомство с такими инструментами позволит детям различать тембры разных музыкальных инструментов. Кроме того, родителям не стоит забывать, что любые предметы, с помощью которых ребенок может производить какие-либо звуки, не должны исключаться из поля деятельности ребенка. Сюда относятся погремушки, колокольчики, ложки, посуда.
Не стоит ограничивать звукотворческую деятельность ребенка только потому, что вы не переносите громких звуков. Посмотрите, как годовички любят колотить ложкой по тарелке или ручками по дну кастрюли.
Также стоит отметить, что в раннем возрасте ребенок должен быть ознакомлен с различной музыкой : от классической до диско. Под разную музыку мы танцуем по-разному. Танцуя с ребенком на руках или за руку, мы передаем ему чувство ритма и обучаем чувствованию музыки. Дети, с которыми танцуют родители и которых не ограничивают в движении под музыку, в будущем легче обучаются в музыкальной школе. Еще раз хотелось бы акцентировать внимание на том, что раннее музыкальное образование подразумевает не только знакомство ребенка с инструментами и музыкой, но и общее развитие психики ребенка. Если ребенок не ограничен в своих проявлениях (движение, звукотворчество) и его среда насыщена (общение с взрослыми и другими детьми, доступ к музыкальным инструментам, то в дальнейшем он будет наиболее самостоятелен, активен в разных видах деятельности, в том числе и
в музыкальной.
Ведь все новое привлекает ребенка, и если это новое станет таким прекрасным как музыка, будьте уверены, что оно привлечет ребенка и станет частью его духовной жизни в будущем.