ЛЮБОВЬ ШМЫТКИНА
Консультация для родителей «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-досуговая деятельность дает детям возможность овладевать всем многообразием национальной и мировой культуры, театрального искусства, народного фольклора, песенного искусства, живописи, лепки, аппликации и т. д., а также определенной частью образовательных программ. В организации культурно-досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, педагоги дополнительного образования, заведующая, а иногда и другие сотрудники дошкольного учреждения. Культурно-досуговая деятельность отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности. Не секрет, что по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место в обществе он занимает, какое у него воспитание, чем он увлекается, какие у него интересы. Необходимо подчеркнуть, что несмотря на то, что свободное время представляет собой ведущую сферу жизнедеятельности человека, в которой происходят его физическое и духовное формирование и становление, ему уделено недостаточное внимание в педагогике. В то же время организованный в социально значимых целях досуг является средством педагогической и социальной поддержки детей, формирования у них активной, сознательной созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения детских и частично взрослых (у взрослеющих подростков) потребностей.
Публикация «Консультация для родителей „Культурно-досуговая деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Досуг включает в себя следующие компоненты;
- мотив (потребность в деятельности)
- задачу (средства решения задачи)
-действия (операции).
Задачи объединяют единство цели и условия ее достижения, а действие соответствует целям операций – условиям. В культурно-досуговой деятельности, как правило, одновременно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки; она протекает преимущественно в форме общения. В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее полно проявляются способности, индивидуальные особенности личности, формируется оценочное отношение к миру, вырабатывается система ценностных ориентаций: рекреационных, нравственных, эстетических, экологических и др. Под воздействием культурно-досуговой деятельности происходит формирование личностных и характерологических качеств, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности, осуществляется усвоение и передача нравственных и эстетических ценностей от одного поколения к другому.
Является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но и важной сферой индивидуализации и социализации дошкольника
Задачи ДОУ в организации культурно-досуговой деятельности :
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми миром и самим собой;
- Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей
Классификация культурно-досуговой деятельности
- отдых,
- развлечения,
- праздники,
- самообразование
- творчество.
Отдых– это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы
Цели и задачи:
Учить детей распределять свои силы между умственным и физическим трудом, и отдыхом.
Создавать радостное настроение и эмоциональный подъем.
Учить детей организованности, самостоятельности.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Работа на территории детского сада (рыхление земли, полив и прополка растений, уборка группового помещения; работа в уголке живой природы.
Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде; скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон.
• Игры со снегом, песком и водой.
• Прогулки.
• Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).
• Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами, красками, другими материалами.
• Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.
• Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.
• Чтение книг.
• Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео, детских телевизионных передач и художественных фильмов.
Развлечения -вид культурно-досуговой деятельности, имеющей компенсационный характер, возмещает издержки будничности и однообразия.
Цели и задачи:
Способствовать эстетическому и всестороннему развитию ребенка.
Ознакомление с разными видами искусства.
Развитие эмоций и чувств, уверенности в себе.
Формировать положительные качества (доброта, доброжелательность и т. д.).
Проявление уверенности в себе, вера в свои силы и возможности
Виды развлечений:
• концерты: тематические, музыкально-литературные и др. ;
• народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др. ;
• познавательные вечера: КВН и викторины;
• спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др. ;
• театрализованные представления: кукольный театр, инсценировка сказок, мюзиклы, оперы и др. ;
• забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др. ;
• просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Учитывается требование программы.
Учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей.
Учитываются интересы, умения, навыки и задачи последующего обучения детей.
Определяется в каком виде культурно - досуговой деятельности будет участвовать каждый ребенок (рисование, лепка, игра в спектакле и т. д.).
Определяются формы организации и подготовки (индивидуально или подгруппой).
Определяется продолжительность развлечения и длительность подготовки к нему.
Определяется длительность развлечения: 1 раз в неделю – 30-35 минут (длительное развлечение);
Остальные дни – 5-10 минут (короткое развлечение – шутки, загадки, сюрпризы, фокусы и импровизации моментов жизни детей в ДОУ)
Определяется время года.
Учитывают общую нагрузку воспитателя, музыкального и физкультурного работника и других участников.
Составляют перспективный план на месяц или на квартал.
Продумывают музыкальное оформление и оформление места проведения развлечения.
КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ по степени активности участия детей
- Дети являются только слушателями или зрителями
- Дети непосредственные участники
- Участниками являются и взрослые, и дети
По содержательной направленности
- Театральные развлечения (кукольный и теневой театр, театр игрушки, фланелеграф, театр картинок, плоскостной театр и другие виды театров и театральной деятельности)
- Познавательные: КВН, викторины, о жизни творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические викторины.
- Спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты;
- Музыкально-литературные концерты, праздники.
Культурно-досуговая деятельность с ритмом жизни, традициями, обычаями, обрядами. День радости, веселья и объединения.
Цели и задачи:
Создать радостное настроение.
Вызвать положительный эмоциональный настрой.
Формировать праздничную культуру.
Учить детей традициям праздника, его организации, правилам гостевого этикета, приема и приглашения гостей
Формировать моральные и нравственные качества.
Формировать художественный вкус.
Сплоченность детей и взрослых, формирование полезного сотрудничества.
Обеспечивание социализации детей.
Формировать активную позицию.
Приобщать к культуре и сохранению традиций и обычаев русского народа.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ
Душевное возвышение и просветление.
Единение людей.
Раскрытие их творческих сил.
Выражение коллективного строя жизни.
Состояние общей гармонии.
ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА
Наметить совместные действия всего коллектива.
Подготовить программу праздника.
Утвердить на педсовете и уточнить обязанности членов коллектива, участвующих в празднике.
Выбирается ведущий и определяются с ролями.
Ведется последовательная планомерная репетиция.
Выполняются соблюдения всех правил санитарно-гигиенических норм и правил.
Продумываются атрибуты, костюмы, декорации и приглашение гостей.
Продумывается организация праздничного угощения.
Решается возможность приглашения специалиста для съемок на видео- или фотокамеру.
Продумывается оформление зала с использованием детских поделок и рисунков, готовятся декорации.
Составляется сценарий с использованием песен, танцев, игр, живой музыки и художественного слова: стихов, рассказов, пьес и инсценированных сказок.
Виды праздников:
• народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная горка, день Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
• государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;
• международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
• православные: Рождество Христово, Пасха.
• бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
• праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость дошкольникам, например, праздник «Мыльных пузырей (Оригами, Воздушных шаров, Бумажных корабликов)».
Структура праздника
• Танцы: народные (хороводы, переплясы, пляски, бальные, современные.
• Пение: хоровое, сольное, дуэт.
• Художественное слово.
• Инсценировка стихов, сказок.
• Постановка пьес: детская опера, балет, музыкально-пластический спектакль.
• Шутки, репризы, сюрпризы.
• Игры (подвижные, музыкальные и др.).
• Игра на детских музыкальных инструментах.
• Оформление зала.
• Привлечение родителей.
Самообразование
целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью.
Цели и задачи:
Самообразование предусматривает такое взаимодействие целей и задач, при которых творческий элемент не заслоняет учебных задач и целей, а лишь делает их более значимыми, где сочетание учебных и творческих элементов должно быть различным в зависимости от степени решения той или иной учебной задачи.
Виды самообразования
• Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др.
• Коллекционирование различных предметов, создание мини-музеев, выставок, хобби.
• Экспериментирование.
• Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.
• Познавательные беседы.
• Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам, местам боевой и трудовой славы.
• Посещения музеев, домов-усадеб выдающихся людей, выставок, театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий.
Самообразованием ребенок
может заниматься
- В дошкольном учреждении (применяется индивидуальный подход, когда педагог имеет возможность наблюдать за детьми и их индивидуальными особенностями
- В семье (содружество ДОУ и семьи должно опираться на комплексный подход, где необходимо действовать в одном направлении, согласованно, чтобы содействовать в переносе знаний, умений и навыков, полученных в ДОУ в семью).
- В других образовательных учреждениях (кружки, секции и т. д.).
Условия, способствующие созданию общего направления в действиях воспитателя и родителей.
. Благоприятный микроклимат в семье, уважительное отношение к творчеству ребенка. Очень важен здоровый подход к творчеству ребенка в семье - не следует преувеличивать оценку, но и нельзя относиться небрежно, нельзя высмеивать.
Осуществлять в семье индивидуальный подход к ребенку, так как семья является естественной средой для ребенка.
Попытки ребенка в творчестве должны быть связаны со всем укладом семьи, чтобы ребенок чувствовал себя членом близкого ему коллектива, в условиях которого он получает поддержку своим начинаниям.
Очень важны консультации по организации работы по формированию творческих способностей у детей в условиях семьи
Творчество
Творчество – несет смысл того, что требуется творить, созидать, создавать, созерцать. Деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение.
Цели и задачи:
Обогащать чувства опыта и эмоциональную сферу личности.
Влиять на познание нравственных сторон действительности.
Повышать познавательную активность.
Влиять на физическое развитие детей.
Развивать умение видеть красоту, понимать прекрасное,
воспринимать художественно-вкусовые потребности в познании прекрасного.
Развивать к детей умение реализовать свой возможности в творческих продуктах.
Формировать художественные умения в области искусства:
обучение детей рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию.
Развивать словесное творчество.
Развивать музыкальные способности.
ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА: где цель – мотив, способ – результат
- Познавательная
- Умственная
- Исполнительская
- Художественная
- Творческая
- Изобразительная
- Самостоятельная
- Преобразующая
- Игровая
- Речевая
- Развлекательная
- Ориентировочно-исследовательская
- Художественно-оформительская
- Творчество связано с художественным воспитанием и с эстетическим воспитанием
ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ
- Индивидуальный подход.
- Технические навыки и умения в творчестве.
- Анализ и оценка продуктов деятельности.
- Анализ самой творческой деятельности.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТВОРЧЕСТВА
Увидеть: реальные объекты – природа и ее создания (человек, животное, растение, предметы, созданные человеком (здания, транспорт, предметы быта).
Обыграть: умом, лицом, телом, пантомима (по замыслу, двигательная (подвижная) игра, дидактическая игра, драматизация.
Изобразить: Замысел. Тема. Сюжет. Композиция. Материал. Инструкции. Место работы. Воплощение замысла. Результат (анализ и доработка). Дополнение деталями. Продолжение развития темы.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА
- По содержанию: предметное, сюжетное, декоративное.
- По способу изображения: по памяти, с натуры.
- По представлению: по характеру, по замыслу, по предложенной теме.
Вывод
Культурно-досуговые мероприятия - неотъемлемая часть в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Организация праздников, развлечений, творческой деятельности детей, способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка