Татьяна Тарасова
Консультация для родителей «Выработка у ребенка представлений о времени»
▼ Скачать + Заказать документы
И как помочь ребенку овладеть таким нужным понятием, как «время»? Ребенок сначала вообще не ощущает время. Затем обнаруживает разницу между днем и ночью, начинает наблюдать за изменениями сезонов, не знаю пока ни их названий, ни названий месяцев. Дети живут в другом мире- в мире, где время исчисляется ни днями или секундами, а делами и занятиями. Если, оставляя ребенка у бабушки, вы говорите, что придете часа в четыре, ребенок не знает когда снова увидит вас. Но стоит сказать, что вы снова встретитесь после обеда и дневного сна, -и ему все ясно и понятно.
Публикация «Консультация для родителей „Выработка у ребенка представлений о времени“» размещена в разделах
Сначало и потом
Вчера- сегодня- завтра- самые запутанные термины. Понять их очень сложно. Все малыши удивляются тому, что сегодня становится вчера, а обещанное завтра не наступает, а снова приходит сегодня. Проговаривайте каждый день последовательность своих действий, комментируйте происходящее в настоящее, в будущем и прошедших временах. Сейчас мы поиграем в куклы, а потом поедим пюре. Мы сначала порисовали, потом погуляли, а сейчас идем домой. Посмотрите альбом с фотографиями малыша. Каким он был раньше, каким вырос сейчас. Расскажите о планах на будущее. Задавайте вопросы самому ребенку : что мы делаем сейчас? чем займемся позже? Научите детей выстраивать правильный порядок действий. Раскладывайте картинки в нужной последовательности: изображения роста цветка, появление цыпленка из яйца. Спрашивайте малыша: что было раньше? что произошло потом?
День ночь
Понятие «день и ночь» дети схватывают на лету. Светлое время суток-день-делится на утро, снова день и вечер. Обращайте внимание ребенка на то, что он, вы, ваша семья обычно делаете утром, днем, вечером, ночью. Рассматривайте картинки и определяйте, какое время суток на них изображено. Загадывайте по очереди часть суток и показывайте, что обычно в это время происходит. И потихоньку подбирайтесь к тому, что день, который прошел, получает название «вчера», тот который еще идет, зовется «сегодня», а тот что будет потом, -«завтра».
Времена года
Важно показать малышу особенности каждого сезона, природные изменения, свойственные зиме, лету, осени и весне. Обратите внимание крохи на на то, как меняется одежда и даже занятия людей. Изучая времена года, познакомьте ребенка с календарем. Возьмите плакатный вариант, чтобы весь год был как на ладони. Прочитайте малышу название месяцев, их лучше запомнить в игре. Покажите, какие месяцы какой сезон составляют. Расскажите о назначении календаря. Самое простое упражнение с календарем- это вычеркивание проходящего дня или отрывание листочка. День пролетел- и самолетик, сложенный из бумажки с его названием, планирует по комнате. Маленьким детям, незнакомым с понятием числа, можно упростить игру, раскрасив все цифры, чередуя шесть разных цветов и использовать кубик с наклеенными квадратиками тех же цветов.
Когда малыш будет готов сосчитать дни и сложить их в неделю, возьмем часы и даже поучимся определять время. Чтобы научить ребенка пользоваться часами, сделайте или купите специальный циферблат, на котором нанесены не только привычные цифры от 1 до 12, но и подписаны дневные часы от 13 до 24, а самое главное проставлены минуты в большом круге: над единицей-5 минут, над двойкой-10 минут, над тройкой- цифра 15 и т. д. Теперь важно определить, по какому из кругов какая стрелка идет и чем стрелки отличаются, как называются. Эта работа должна постоянно опираться на режим, расписание занятий малыша, тогда абстрактность будет понятнее. Секунда- она длится, пока стрелка переходит с одного деления на другое. Раз!- секунда прошла. Что можно успеть за одну секунду? Хлопнуть в ладоши, сделать шаг, сказать короткое слово, прочертить линию на бумаге. Минута- секундная стрелка обходит целый круг, песочек в песочных часах (одноминутных) пересыплется вниз… Что можно успеть за это время? Гораздо больше, чем за секунду. А уж за час Можно успеть сходить в магазин, и даже погулять. Экспериментируйте с песочными часами, секундомерами, водяными часами.