Светлана Антонова
Консультация для родителей «Кризисы дошкольного детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако именно этот период имеет очень большое значение для всей последующей жизни человека. В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:
- период младенчества - с рождения до одного года;
- раннее детство - от года до трёх;
- дошкольное детство - от трёх лет до семи.
Темочки:
Переходы между периодами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребёнка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии кризисами возрастного развития.
Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.
Лев Семёнович Выготский (1896–1934) – советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций писал, что если бы периодов кризисов не было, то их надо было бы выдумать, т. к. в эти периоды ребёнок больше приобретает, чем теряет.
Выделяются 6 кризисов детского возраста:
• Кризис новорожденности
• Одного года (младенчества)
• 3-х лет (раннего детства)
• 7-ми лет (детства)
• 13-ти лет (подростковый)
• 17-ти лет (юности)
Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 года или в 13 лет. Он может начаться чуть раньше или чуть позже. Границы начала и завершения кризиса четко не обозначаются, но прослеживается некий пик бурных проявлений характера в виде капризов, упрямства, раздражительности, противостояния.
Мы расскажем о трех кризисах дошкольного детства - это кризис одного года, кризис 3- х лет и кризис 7- ми лет
Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.
1 год:
• с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
• появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
• поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
• происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).
3 года:
• изменяются отношения с взрослыми;
• происходит отделение себя от других;
• осознаются возможности;
• зарождается потребность в уважении и признании.
7 лет:
• приходится осваивать новые правила школьной жизни;
• ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
• усваивается социокультурный опыт;
• приобретает значимость учебная деятельность;
• развивается саморегуляция.
Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.
1 год:
• громкий плач без слёз;
• резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
• чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
• требовательные интонации;
• опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
• непоседливость;
• протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
• назойливость.
3 года:
• негативизм;
• строптивость;
• упрямство;
• бунт;
• деспотизм;
• обесценивание;
• своеволие.
Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:
• отдаление от родителей;
• патологическая, ничем не объяснимая жадность;
• вредность;
• ревность;
• необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.
7 лет:
• не слушаются;
• хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
• не воспринимают критику;
• осознанно обижают окружающих.
Преодоление кризисов
Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:
1 год:
• всесторонне развивать;
• обеспечить бытовую безопасность;
• обучать самостоятельности;
• отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».
Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.
3 года:
• уметь переключать внимание ребёнка;
• ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
• не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
• избегать «ярлыков»;
• не навязывать помощь.
7 лет:
• заменять игровую деятельность учебной постепенно;
• предоставлять право выбора;
• корректно указывать на совершённые ошибки;
• помогать с домашними заданиями;
• постоянно быть на связи с учителем;
• не критиковать взрослых в их присутствии;
• поощрять общение со сверстниками;
• не сравнивать с остальными;
• помогать в решении школьных проблем.
Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:
1. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
2. Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
3. Не наказывайте физически.
4. Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
6. Не идите на поводу.
7. Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
8. Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
9. Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
10. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.
Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.