Оксана Езерская
Консультация для родителей «Кризис трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Поступки ребенка зачастую вызывают не улыбку, а напротив- непонимание, растерянность и даже раздражение. Всё дело в том, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как - то решать свои проблемы. Если ребенок своевременно не пройдет этот жизненный этап,ему сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис трёх лет“» размещена в разделах
Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года - двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет, так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных - критических, то есть кризисы - это переходы между стабильными периодами.
Взрослым,конечно, намного проще- они способны понять, что с ними происходит, и как с эти можно справиться. Самое главное для родителя в этот период понять, что перемена в поведении ребенка- это вовсе не отрицательный показатель. Наоборот, яркие перемены в поведении и настроении ребенка говорят о самоутверждении его в новом возрастном качестве. Это первый признак того, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, иллюзия внешнего благополучия и неконфликтного поведения, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, они закономерны! На этом этапе особое внимание стоит обратить на то, чтобы сгладить «углы» непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Как же всё-таки смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества?
В возрасте 3-4-х лет у ребенка начинают доминировать такие личностные качества, как:
упрямство -крайняя степень проявления воли;
капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм - в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство;
агрессивность – крайняя форма самозащиты;
замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:
• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
• Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 - 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная);
• Пик упрямства приходится на 2.5 - 3 года жизни;
• Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
• Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
• В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых - до 19 раз);
• Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители :
• Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
• Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
• Не пытайтесь во время приступа что - то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
• Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
• Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
• Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.