Мягкова Елена Андреевна
Консультация для родителей. Когда проявляется эмпатия
▼ Скачать + Заказать документы
Когда проявляется эмпатия.
Диагностика эмпатии возможна уже в самом раннем детстве. Некоторые младенцы заливаются плачем, если слышит плач постороннего ребенка на улице, активно реагирует на эмоциональное состояние матери и прочих домочадцев. К примеру, капризничает без причины, если в семье кто-то пребывает в подавленном состоянии, причем у него могут наблюдаться и вторичные признаки сопереживания, например, учащенное сердцебиение и т. д.
Публикация «Консультация для родителей, Когда проявляется эмпатия» размещена в разделах
Является ли врожденным или приобретенным такое чувство как эмпатия в психологии однозначного ответа нет. Однако по результатам наблюдения, эмпаты чаще вырастают в семьях, где царит теплая атмосфера, и где родители обращают достаточное внимание на то, каким образом их собственное эмоциональное состояние сказывается на окружающих, в том числе, и на собственных детях.
Уровни эмпатии
В психологии существует множество тестов, позволяющих определить уровень эмпатии, которой обладает конкретный человек.
- Повышенный уровень эмпатии характеризуется болезненно выраженным чувством сопереживания. Человек попросту теряет способность отделять собственные проблемы и чувства от чувств и проблем в той или иной степени близких ему людей. Такую эмпатию психологи называют аффективной. Нередко эмпаты аффективного типа обладают излишней душевной ранимостью, впечатлительностью, страдают необоснованным чувством вины.
- Высокий уровень эмпатии. В этом случае люди обычно очень чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, они относятся к остальным с неподдельным интересом, легко находят общий язык практически со всеми, деликатны, стараются никого не задеть и не обидеть и в тоже время сами легко переносят критику. Понятие эмпатии, в ее позитивном смысле, определяют именно особенности людей этого уровня.
- Нормальный уровень эмпатии характерен для большинства людей. Как правило, он способны понять мысли и чувства большинства людей, но сопереживание демонстрируют только по отношению к своим близким. Собственные эмоциональные проявления обычно контролируют, стараясь «не раскрываться» перед малознакомыми или посторонними людьми.
- Низкий уровень эмпатии характерен тем, что человек испытывает затруднения при любых контактах с окружающими. Антиэмпат не понимает людей, не способен принять позицию другого, или посмотреть на проблему с чужой точки зрения. Поступки других людей, основанные на эмоциях, часто кажется ему совершенно бессмысленными и не рациональными. Способности к сопереживанию очень низкие.
Развитие эмпатии
Эмпатия - это не результат интеллектуального усилия. Это явление лежит скорее в области интуиции. Некоторые психологи считают, что эмпатия - свойство врожденное, и ослабевает либо увеличивается лишь в зависимости от личного жизненного опыта человека. Но в тоже время, существуют и специальные тренинги, помогающие научится более точно воспринимать состояние другого человека и настраиваться на одну эмоциональную волну.
В развитии эмпатии большую роль играет процесс самопознания, когда человек учится понимать себя самого, контролировать собственные мысли и чувства, ему становятся понятней мысли и чувства других людей.
Психологи также рекомендуют копировать мимику других людей, жесты, голос. Считается, что таким образом вы вживаетесь в роль, на минутку становитесь тем человеком, которого вы хотите понять. Ведь практически все великие драматические актеры обладают высоким уровнем эмпатии.
Воспитание в ребенке чувства эмпатии, способности сопереживать чувства и настроения родителей необходимы для регулирования и семейных отношений, и отношений с другими людьми. Способность к сочувствию и состраданию помогает ограничивать эгоцентризм ребенка, воспитывать у него чувство родства всех людей. В процессе семейного воспитания ребенок учится преодолевать свой эгоизм, отождествлять себя с другими, стремиться прекратить страдания близких. В дальнейшем, став более взрослым, он будет находить в этом удовлетворение и счастье.
Способности сострадать, сочувствовать, сопереживать, приобщаться к эмоциональной жизни другого, способность пожертвовать своими интересами ради благополучия других членов семьи, это и есть подлинно человеческие формы отношений в семье.
Итак, одна из важнейших задач супружеской пары – воспитание в ребенке подлинно человеческих качеств, таких, как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие. Именно на этой основе между всеми членами семьи возникает духовная и эмоциональная общность, в силу которой происходит согласование чувств и поступков, вырабатываются общие представления и взгляды, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
У совсем маленьких детей эмпатия отсутствует, но присутствует эгоцентризм – сосредоточенность на собственном “я” : - вся вселенная для меня одного. А эмпатия выработается позже, на основании опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: тебе хочется и другому это же хочется, тебе больно и другому больно, тебе холодно и другому холодно, все мы хотим быть счастливыми, всем нам надо пить, есть, спать. Однако, думают люди и относятся к одному и тому же по разному. И всех надо понимать, а ещё лучше, "читать как открытую книгу".
Некоторые дети легко перевоплощаются: я - лошадка, я - паровоз, я - мама. Это тоже эмпатия. Такое умение, заложенное в детстве, поможет понять другого человека.
Детям можно предложить следующие игры и темы бесед для развития эмпатии :
- Прочитайте психологически насыщенные сказки и рассказы, обсудите характеры героев их поступки и мотивы поступков. Дайте высказаться всем, предложите детям подвести итоги, согласуйте общее мнение.
- Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе рассказали цветы на клумбе и те же цветы на столе в вазе? Что думал Колобок, когда сидел на носу у Лисицы? Он боялся или просто ничего не понимал? А когда он оказался у лисы в животе, что он чувствовал?
Игры на перевоплощение и ролевые игры развивают детей душевно, дети начинают понимать, что другие люди думают и чувствуют.
• Попросите детей составить рассказ от имени зайца или слона в зоопарке, а потом на воле. Карася в аквариуме и в пруду.
• Что чувствует трава, когда её косят? Дерево, когда его рубят?
• Покажите детям замысловатую фигуру и спросите детей, что это такое? Обратите внимание детей на тот факт, что ответы у всех будут разные. Значит, и люди разные, но их всех надо понимать, чтобы жить с ними дружно.
• Ты пролил на пол краску. Что скажет мама?
Некоторые психологи считают современный мир шизоидным, отмечают, что люди все больше погружаются в себя, теряют чувство эмпатии и взаимопонимания. Вспомните расхожую леденящую душу фразу: "Это твои проблемы", меня, мол, это не касается. Это страшное заболевание - черствость души. Такой человек вряд ли способен на добрую шутку или на комплимент. Развивайте чувство эмпатии у детей.