Минара Ульданова
Консультация для родителей «Когда нужно обращаться к логопеду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление родителей с нормами речевого развития детей раннего возраста с целью предупреждения нарушений.
Как родителям понять, что пора обращаться к логопеду? Рассмотрим нормы речевого развития по возрастным периодам.
Развитие речи от 0 до 12 месяцев
0-3 месяца: гуление - с 1 до 3 месяцев (агу, гу, гы).
Тревожные симптомы: гулит мало, тихо, однообразно. Крик тихий. Вялое сосание.
4-7 месяцев: прислушивается к голосу, узнаёт знакомые голоса, реагирует на интонацию (3-6 месяцев). Лепет - 6-7 месяцев (мамама, бабаба.).
Публикация «Консультация для родителей „Когда нужно обращаться к логопеду?“» размещена в разделах
Тревожные симптомы: не прислушивается, не реагирует на голос, нет лепета.
7-9 месяцев: понимает отдельные инструкции и знакомые фразы в 6-10 месяцев ("Где киса?", "Дай ручку", "нельзя"). Лепет активно развивается. Тревожные симптомы: лепета нет или очень мало, лепет однообразен.
10-12 месяцев: отзывается на имя, понимает названия нескольких предметов (знакомые игрушки и др., имена близких родственников. Появляются первые слова (мама, папа, баба, ням или др.)
Тревожные симптомы: не понимает названия предметов, слово «нельзя», не отзывается на имя. Отсутствие первых слов к году.
Развитие речи от 12 до 18 месяцев
После 1 года: отзывается на своё имя, показывает на близких родственников (Где папа? Где баба).
Понимает слова «нет», «нельзя».
Выполняет несложные просьбы (дай, принеси, подними). понимает простые предложения, которые слышит ежедневно (идём есть, подними руки, иди к папе и т. д.)
Показывает одну из частей тела.
Говорит около 5-10 слов, включая звукоподражания (мяу, ам) и части слов («ка» - каша). Полностью говорит слова с двумя одинаковыми слогами (мама, папа, баба). В других словах может говорить один слог или звук.
1 год 6 месяцев: показывает все предметы в быту (Где мяч? Где чашка, изображения животных в книгах.
Различает простые глаголы по картинке (Кто бежит? Кто плывёт). Выполняет простые инструкции (Вытри лицо. Возьми ложку со стола. Принеси мяч из комнаты. Покорми куклу кашей). Показывает несколько частей тела. Говорит около 20-30 слов и звукоподражаний. Может пропускать слоги, звуки в словах (машина - "ина"). Речь звучит смягчённо («дя», «неть», «дём»). Может не выговаривать многие звуки, произносить слова «по-своему».
Начинают появляться фразы из 2 слов (Мама, дай).
Развитие речи от 24 до 30 месяцев
2 года: показывает все основные части тела и большинство картинок в книге по просьбе. Различает значение глаголов (показывает, кто идёт, летит, едет, плачет, мяукает). Различает прилагательные (большой /маленький, названия цветов и т. д.) Выполняет простые инструкции из 2 частей (Возьми шапку и дай папе). Говорит от 50 до 100-200 слов. Объединяет 2 слова в короткую фразу («Мама, дай», «Киса ам»). Многие звуки может смягчать и в целом говорить нечётко. Слова из 2 слогов и 1 слога произносить верно (вата, кот, дом). В длинных словах пропускает звуки, слоги, заменяет на другие (автобус – «бусь», «абоба»).
2 года 6 месяцев: выполняет инструкции из 2-3 частей (Пойди на кухню и принеси чашку). Понимает предлоги в знакомой ситуации (Спрячь за спину, положи в коробку, посади на стул) Понимает назначение предметов (Покажи, кто сидит / кто спит / чем едят и т. д.) Показывает 3 цвета, большой/ маленький, один/ много. Говорит до 200-400 слов. В этот период быстро накапливается словарный запас. Предложения по 3-4 слова («Папа, иди бота» - Папа пошёл на работу). Начинает пытаться изменять окончания в словах. Произносит слова более чётко, хорошо знакомые слова из 2-3 слогов может говорить правильно (банан, кубики.).
Как видим, уже в 2 года ребёнок должен быть говорящим и общаться не только отдельными словами, но и простыми предложениями, такими как «дай мне…», «иди сюда…», «пойдём…». При этом он «имеет право» на искажённое (упрощённое) произнесение звуков.
Как же понять, что нужно показать малыша специалисту? На что обратить внимание?
Обратитесь к логопеду, если:
- ребёнок не понимает обращённую речь, не говорит – в 1 - 1,5 года;
- маленький словарный запас, нет фраз из 2 слов – в 2 года;
- ребёнок всё говорит одним слогом, даже простые слова (мама – «ма», кушать – «ку», вода – «во») – в 2-2,5 года;
- нет длинных предложений или речь ребёнка понимают исключительно родители – в 3 года;
- в речи много грамматических ошибок, слова проговаривает неправильно (переставляет или пропускает слоги, заменяет их на другие) – в 3,5 – 4 года;
- не выговаривает звуки С, З – в 4 года; Ш, Ж, Ч, Щ – в 4,5 – 5 лет; Л, Р, Рь – в 5 – 5,5 лет;
- в речи появились запинки – в любом возрасте;
Также вас должно насторожить, если:
- ребёнок не смотрит в глаза;
- не показывает пальцем предметы по просьбе, не показывает то, что он хочет;
- не обращается с просьбами и не хочет их выполнять, убегает, не слушает;
- не стремится к общению;
- в ответ на вопрос повторяет его часть или целиком («Как тебя зовут?» - «Зовут» или «Как тебя зовут»);
- темп речи ускоренный, «захлёбывается речью»;
- сохраняется повышенное слюноотделение (вне периода роста зубов, постоянно приоткрыт рот, даже во сне;
- ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
Важно помнить, что осведомлённость родителей о том, что происходит на каждом возрастном этапе жизни ребёнка - залог его гармоничного развития.
Отметим также, что в отдельных случаях не стоит ждать, а лучше обратиться к специалистам раньше. Ожидание должно быть активным!
Литература:
1. Визель Т. Г. Ребёнок и его развитие. – М. : Секачев, 2016. – 140 с.
2. Дроздова Н. В. Онтогенез речевой деятельности: учебно-методическое пособие / Н. В. Дроздова. – Минск: БГПУ. 2021. – 116 с.
3. Серебрякова Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2014. – 64 с.