Ксения Гребенюк
Консультация для родителей «Какое влияние на самом деле оказывают на ребенка традиционные родительские воздействия»
▼ Скачать + Заказать документы
Общаясь со своими детьми, взрослые осознанно или неосознанно используют разные методы и приемы воспитания. И главными детскими добродетелями становятся – послушание, признание детского несовершенства и виновности, стремление максимально соответствовать родительским ожиданиям. Безусловно, это очень удобно родителям, но так ли это хорошо для самих детей.
Давайте разберемся, какое влияние на самом деле оказывают на ребенка традиционные родительские воздействия. Итог часто оказывается совершенно не тем, который мечтает увидеть родитель, но искать первопричину в себе, он, к сожалению, совсем не склонен.
Публикация «Консультация для родителей „Какое влияние на самом деле оказывают на ребенка традиционные родительские воздействия“» размещена в разделах
Принуждение. Обычная ситуация, когда ребенок не хочет, а родитель принуждает. Первый решает по какой – то причине что – то не делать. Второй считает необходимым не искать причины такого решения, а просто заставить. Таким образом, ребенок либо решит смириться, отказавшись от всего своего, полностью подчинившись чужой воле, став ведомым, и во взрослой жизни. Либо будет стремиться к сопротивлению, что приведет к конфликтам и ответной агрессии взрослого.
Альтернатива – твердое обозначение своей родительской позиции или проявление нормальной родительской воли, желательно с обозначением и принятием детских чувств. Пример: «Да, я понимаю, что ты не любишь вставать так рано, но в школе уроки начинаются в 8 утра, и потому тебе уже пора». «Ты мог бы помочь мне с уборкой? Сегодня нам встречать гостей». Важно помнить, что просьба подразумевает возможность отказа. Ваше уважительное отношение к ребенку, который может вам отказать, окупится строицей, потому что обернется гораздо большим сотрудничеством и ответным уважением к вам и вашим просьбам.
Устыжение. Если пристыдить ребенка, особенно публично, вот что мы на самом деле сделаем:
- продемонстрировали свое превосходство,
- вскрыли пред всеми то, что ребенок предпочел бы оставить при себе, тем самым нарушили его личные границы,
- поселили в нем страх перед собственными ошибками, недостатками,
- объявили его плохим, и это чувство, увы, надолго останется с ним.
Таким образом, устыжение, вопреки родительским ожиданиям, не делает ребенка лучше, оно делает его скрытнее.
Альтернатива. Лучше говорить: «Ты хороший, и я люблю тебя, но, на мой взгляд, ты поступил так, что другим и тебе от этого было.». О плохих поступках ребенка надо говорить с глазу на глаз. Ребенку, которого пристыдили, будет труднее брать на себя ответственность за совершенное; он будет скрываться и оправдываться.
Унижение, ругательства. Большинство взрослых не считают полезными такие меры воздействия по отношению к ребенку. Хотя, к сожалению, в моменты сильного разочарования или бессилия родителю трудно их избежать. Дети, которых постоянно унижают, учатся самоуничижению. Либо возникает ответное желание унижать, причинять боль другим, проявлять жестокость к более слабым.
Альтернатива – уважительное отношение к ребенку. Умение извиниться за проявленную в аффекте родительскую грубость. Надо стремиться к способности разбираться в собственных чувствах, что бы не направлять на ребенка те, которые ему не принадлежат. Повышая голос или высказывая свое недовольство ребенку, надо сохранять самообладание (избегать злости, ярости и раздражения).
Игнорирование. На первый взгляд, кажется менее агрессивным и «вредным» для психики ребенка, чем открытое выражение недовольства, но это иллюзия. Фактически игнорируя ребенка, мы даем ему понять – когда ты поступаешь плохо, я наказываю тебя отвержением; в данный момент ты настолько плох, что я отказываю тебе в общении со мной. Взрослый осознает, что не собирается отказываться от ребенка, но для детей это далеко не так очевидно и вызывает в ребенке глубинный страх – страх быть брошенным, страх не выжить.
Альтернатива – проявление своих чувств. Бывает, что вы разозлились или расстроились так сильно, что у вас нет никакого желания разговаривать с ребенком. В таком случае скажите: «Я так сердита/раздражена/расстроена, что не могу разговаривать. Успокоюсь и мы с тобой сможем поговорить».
Детская, не искаженная родительским давлением, психика способна к самоорганизации. Ребенок вполне может себя вести конструктивно без вездесущего контроля, постепенно осваивая среду вокруг, учась контролировать себя, выращивая собственную ответственность. Роль любящего и заботливого родителя тогда в сопровождении и поддержке своего ребенка.