Галина Безусова
Консультация для родителей «Как знакомить детей с живописью»
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство несёт в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром, другими людьми, природой, вещами, а поэтому является для нас всех важнейшим средством познания общечеловеческих, нравственных и эстетических ценностей. Эти ценности искусство выражает в художественных образах, восприятие которых и связанные с ним душевные переживания, чувства, воспитывают и развивают нашу духовно- нравственную и эмоциональную сферу. Поэтому в нашем МДОУ «Детский сад № 45 «Красная шапочка» г. Георгиевска» мы ведём работу по ознакомлению детей с произведениями живописи, рассматриваем картины художников, проводим беседы, учим детей понимать произведения искусства. Но хороших результатов мы сможем достичь, если эту работу будем вести систематически и целеноправлено совместно с родителями.
Публикация «Консультация для родителей „Как знакомить детей с живописью“» размещена в разделах
Начиная со средней группы, мы знакомим наших детей с картинами. Основная задача педагога на этом этапе – вызвать у детей радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать её внимательно. Даём общее представление о том, что картины рисуют художники, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие, обратить наше внимание на красоту окружающих предметов. Но в средней группе мы не акцентируем внимание детей на жанры живописи.
В старшей группе работа по знакомству с живописью расширяется и углубляется. Во-первых, знакомим детей с разными жанрами живописи : пейзажем, натюрмортом, портретом. Во-вторых, учим не только называть автора произведения, но, и развиваем умение замечать средства выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
Знакомясь с художественным произведением нужно научить детей понимать ряд терминов, используемых в речи. Вот некоторые из них: «живопись» - значит «живо писать», т. е. писать жизнь; - «колорит» - это сочетание различных цветов в картине; - «композиция» - составление, правильное расположение предметов, людей на картине; - «репродукция» - воспроизведение картины, её точное изображение в большом количестве экземпляров; - «фон» - происходит от французского слова «дно», т. е. основной цвет картины, он помогает понять замысел художника; - «пейзаж» - изображение на картине окружающей нас природы; - «натюрморт» - от французского «мёртвая природа», т. е изображение не живых предметов. В натюрмортах изображают овощи, фрукты, цветы, предметы обихода, снедь (рыба, дичь); - «портрет» - изображение человека или группы людей.
Познакомившись с терминами, дети лучше будут понимать взрослых, ориентироваться в живописи.
Рассматривая пейзажи, мы обращаем внимание детей на колорит, т. е. какие краски, оттенки использовал художник в картине: тёплые или холодные. Тёплые тона вызываю в нас радость, холодные – грусть. С помощью цветосочетаний можно рассказать о времени года, о погоде, о своём настроении, отношении к изображаемому.
Так, рассматривая картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», мы видим много жёлтого и оранжевого цветов, поэтому картина вызывает в нас радостное настроение, мы чувствуем, что погода ясная, солнечная, хотя мы и не видим солнца. Художник радовался, увидев красоту «Золотой осени».
Кроме «Золотой осени» Левитана, в старшей группе мы рассматриваем пейзажи Ивана Ивановича Шишкина, знакомимся с биографией и его творчеством, рассматриваем картины «Зима», «Утро в сосновом лесу».
Детей знакомим и с творчеством русского художника - пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова, с его самой известной картиной «Грачи прилетели».
Другим жанром живописи, с которым мы знакомим детей, является «натюрморт». Дети должны знать, что некоторые художники любят рисовать самые обычные предметы, которые окружают нас: посуду, домашнюю утварь, фрукты, овощи, цветы, ягоды, грибы, что они умеют в этих предметах увидеть и раскрыть неожиданное.
Можно предложить для рассматривания натюрморты: К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне»
«Черёмуха в стакане».
«Бокал и лимон»
Художник Пётр Петрович Кончаловский, пожалуй, как никто из русских художников, не создал так много натюрмортов с изображением цветов. Он писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Особенно ему нравилась сирень, ей он посвятил несколько работ. Вот одна из них - «Сирень в корзине». Как говорил о картине художник «В этом букете всё цветёт и радуется».
Знакомя детей с этим произведением искусства, обратите внимание на разнообразие цветов и оттенков цветов: белая, тёмно- малиновая, лиловая, голубоватая, розовая с сиреневым оттенком, фиолетовая сирень.
У художника И. И. Машкова есть интересные натюрморты:
«Две тёмные розы и тарелка с клубникой», «Синие сливы».
«Снедь московская. Хлебы»
При рассматривании натюрмортов обращайте внимание на то, что одинаковые фрукты могут быть разного цвета (яблоки, груши, виноград) – это поможет развить у детей способность различать оттенки цветов.
Знакомство с натюрмортом не только расширяет представление детей о композиции рисунка, о цветовыхсочетаниях, но и повышают интерес к аппликации и рисованию композиций из ваз, овощей и фруктов, комнатных растений и садовых цветов.
Работа над портретом занимает особое место. Это сложный жанр,т. к. требует проникновения в образ. Практика работы показывает. Что дети уже воспринимают портрет, высказывают свои суждения, понимают и некоторые художественные средства. Самое трудное при восприятии портрета – умение понять внутрений мир изображаемого человека. Поэтому лучше всего начать с того, что предложить детям описать портрет мамы. Папы, бабушки и т. д., т. е близких детям людей. Можно предложить ребёнку составить портрет о себе, глядя в зеркало.
Прежде всего дети воспринимают внешнюю сторону – красивую одежду, динамику, порой понимают и настроение человека- грустное или радостное, задумчивое. Значит, и портреты нужно подбирать соответственно, и хорошо, если портрет вписан в пейзаж или несложный сюжет, как, например, у Серова «Девочка с персиками», «Мика Морозов», «Дети»
Для лучшего понимания выражения лиц у людей, можно поиграть в игру «Какое выражение лица бывает у людей» (радостное, грустное, удивлённое, злобное,испуганное, подобрав картинки или иллюстрации из книг и рассмотрев их с детьми.
Важно, чтобы работа по ознакомлению с живописью велась не только в детском саду, но и дома, поэтому желательно оформить в уголке ребёнка небольшой мини-музей. При рассматривании художественных произведений не нужно спешить и рассматривать за «один присест» все произведения сразу. Делайте это постепенно. Предлагая очередную репродукцию, сначала преставьте ребёнку самостоятельно рассмотреть её, полюбоваться ею. Проявите интерес к тому, понравилась ли она им и чем понравилась. Затем начинайте беседу – диалог.
Уважительно отнеситесь к чувствам ребёнка, выскажите доброжелательность, радость, если ему удалось увидеть в картине что-то интересное, особенное. При всяком удобном случае обращайтесь к картине ещё и ещё.
Таким образом, мы расширим кругозор ребёнка, научим понимать содержание произведений искусства и вообще замечать вокруг себя прекрасное.
Подготовила: воспитатель Безусова Г. В.