Мелихова Ирина Валерьевна
Консультация для родителей «Как заниматься с ребенком дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Произносительная сторона речи, грамматический строй речи, связная речь в основном формируются в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатели и логопед упражняют детей в чётком произнесении слов, учат грамматически правильно оформлять речь, помогают овладевать навыками связного высказывания. Однако нельзя забывать и о том, что ребёнок много времени проводит и вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т. д. Высказывая своё мнение по тем или иным вопросам, ребёнок учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребёнок успешнее овладевают речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических примов, используемых логопедом и воспитателями в работе по развитию речи детей, несомненно поможет им в организации речевых занятий дома.
Публикация «Консультация для родителей „Как заниматься с ребенком дома“» размещена в разделах
Как отмечал К. Д. Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому все речевые упражнения в тетради должны сопровождаться иллюстрациями (или вы их рисуете вместе с ребнком, или подбираете и наклеиваете готовые картинки). Обязательно внимательно рассмотрите их с ребнком и обсудите их содержание. Помните, что продолжительность занятия зависит от возраста и работоспособности ребнка, она не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребёнок увлкся, не стоит резко останавливать его.
Определив затруднения, которые возникают у вашего ребнка при выполнении того или иного упражнения, вы сможете строить занятия с учётом выявленных трудностей, сможете выбрать специальный комплекс упражнений.
Рекомендуем проводить занятия по следующей схеме:
1. пальчиковая гимнастика — каждое занятие полезно начинать с упражнений для пальцев рук, т. к. они – второй орган речи, который способствует быстрому становлению и закреплению звуков. Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребнком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
2. артикуляционная гимнастика: упражнение для губ, для языка, дыхательные у упражнения в сочетании с упражнениями для губ и языка.
При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие три требования:
каждое движение выполняйте перед зеркалом движения проводите неторопливо, ритмично, чётко
чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действием ребнка)
Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребнка, имитируя движения языка;
- помните: гимнастика не должна надоедать ребнку. Следите, чтобы он от нее не уставал.
3. голосовые упражнения на материале гласных звуков: пропевать гласные звуки А, О, У, Э, Ы поочердно тихим и громким голосом.
4. закрепление правильного произношения уже поставленного звука: в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Эти упражнения могут сочетаться с упражнениями на формирование грамматического строя и связной речи (ответы на вопросы, подбор синонимов, антонимов, пересказы текстов, заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок). Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.
Занимаясь с ребнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не вс будет получаться с первого раза. По-чаще хвалите ребнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.
Ваш доброжелательный настрой – залог успеха ребнка!
Практические советы для взрослых по поддержанию у ребнка положительного эмоционального настроя.
1. Как только ребёнок начинает говорить и может выразить словами, что ему нужно, — он должен быть отучен от плача. На любую просьбу ребнка надо сразу реагировать, не доводя до плача.
2. Соблюдение режима.
3. Любой день начинается с утра, а утро – с вечера. Вечер должен быть спокойным, укладывайте ребнка спать в хорошем настроении, с таким настроением он и проснтся.
4. Постоянный эмоциональный контакт с ребнком: беседы, игры, занятия в благожелательном настроении.
5. Благоприятный климат в семье.
6. Практические тренинги (внушения, которые вселяют уверенность у детей: «У тебя вс получится», «Ты вс сможешь».
ПРАВИЛА:
1. Начинайте с похвалы и признания достоинств.
2. Указывайте на ошибки не прямо, а косвенно: «А я бы сделала так».
3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте, задавайте вопросы вместо приказов. Давайте ребнку возможность спасти свой престиж. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
4. Создавайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать: «Ты добрый, я знаю».
5. Создавайте впечатление, что ошибка легко поправима: «Ничего страшного, это можно исправить».
6. Добивайтесь, чтобы дети были рады сделать то, что вы предлагаете. Труд надо ставить в поощрение, а не в наказание.
Если, соблюдая правила, в поведении ребнка замечаете неадекватную (неправильную) реакцию, лучше обратиться за помощью к специалисту.
Зачастую эмоциональные срывы (вспышки агрессии) происходят в виду развивающегося заболевания, не обязательно психического. Вопросы здоровья ребнка лучше решать в дошкольном возрасте, т. к. поступление в школу, масса уроков и несоблюдение привычного режима наносят удар по нервной системе здорового ребнка.