Татьяна Базаркина
Консультация для родителей «Как воспитать мальчика и девочку»
▼ Скачать + Заказать документы
«Будущий мужчина или как воспитывать мальчика.
Будущая женщина или как воспитывать девочку»
Различия между мужчинами и женщинами фиксируются в любом человеческом обществе, а проявление их отмечают во внешнем облике и поведении, психологических реакциях и выборе профессии. Долгое время такие признаки считались незыблемыми и воспринимались как естественное следствие биологических различий. В последние годы специалисты обращают всё больше внимание на то, что воспитание, обучение и лечение детей без учёта их пола чревато многими последствиями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика или девочки, но нередко на дальнейшей жизни. Эта актуальная сфера человеческой, особенно детской жизни до недавнего времени не была предметом систематических научных исследований, и широко бытующие обыденные представления о ней искажены множеством предрассудков и ничем не обоснованных, но якобы научных догм.
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитать мальчика и девочку“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Внимание на проблему полоролевой социализации детей отечественные учёные стали обращать только в конце прошлого века. До этого времени отечественная наука, по замечанию И. С. Кона, была «бесполой» : изучалось психическое развитие ребёнка, личности без учёта половой принадлежности.
Представление о себе как о представителе определённого пола, о мужчинах и женщинах начинают формироваться в дошкольном возрасте. Ребёнок учится общаться со сверстниками и взрослыми, складываются первые впечатления о семье, взаимоотношениях внутри неё, воспитывается уважение к старшим. Вопросы о том, какова роль мужчины и женщины в современной семье, на работе, во власти возникают всё чаще. Соотношения «мужского» и женского изучались уже в античной философии и мифологии: греческая философия (мужское – это форма, женское - материя; Небо-Земля; Мужчина соответсвует творящему, женское – воспринимающему). Восточная философия (Инь – земное, пассивное, отрицательное. Женское; Янь – небесное, деятельное, позитивное, мужское); в индуизме (Шива – мужское начало присутствует в неподвижном, сознательном, однородном, духовном; Шакти – женское начало присутствует в изменчивом, бессознательно-жизненном, природном).
Зачем природе мужское и женское? Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В. А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая – это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на потомков. И вторая – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков. Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи. При этом женский пол сохраняет свой генотип памяти всё наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его - по возможности не допустить изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской на прогресс. Но каждое живое существо на протяжении своей жизни подвергается влиянию той внешней среды, тех условий, в которых оно находится, и под их воздействием тоже в какой-то мере изменяется.
Огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека имеет семья - самый древний и важный институт воспитания. На протяжении многих веков она имела огромную силу, у русских возводилась в культ. Гордились многодетными семьями. Дети воспринимались как основное богатство семьи.
(Мальчик – наследник, девочка – мать, хозяйка. После обмытия новорожденной девочки воду выливали в малину, чтоб красивая была). Семья, как пирамида. Есть стержень и на нём все держатся. Стержень – вера, а за неё держится семья. Отец – большое кольцо, мать – кольцо поменьше, а следом дети. Чем больше детей, тем выше пирамидка. И по – другому никак нельзя, иначе пирамидка будет неправильная, перекошенная.
Сегодня ребёнок видит разные пирамидки и не всегда они правильные, прямые. И не всегда большие и красивые. А мы, взрослые, пытаемся по стереотипу воспитывать : мальчики – мужчины, защитники (добавляют родители) Девочки - женщины, добрые (добавляют родители) А надо ли это делать?
Надо. Сохранить в генотипе образ женщины и мужчины как было и раньше. Как и вы этого хотите. Это и есть задача гендерного воспитания в ДОУ и семье : формирование основ гендерного проявления (моделей поведения и отношений). Под гендером понимается социальный пол человека.
Вопрос гендерного воспитания актуален для ДОУ и семьи, так как основы гендерного воспитания закладываются в дошкольном возрасте до 7 лет. Уже в 2-3 года начинают понимать, что они либо мальчик, либо девочка, и обозначают себя соответствующим образом; 4-7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменен: мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами.
А вот какими станут мальчики и девочки, состоит наша с вами задача. Ошибаться не хочется. Рассмотрим анатомо-физиологические особенности полов и различия в психических качествах.
В эмбриональный период у мальчиков и девочек под влиянием половых гормонов уже формируются некоторые особенности развития мозговых структур (Т. А. Репина). У мальчиков позже развиваются и лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные многоэтапные поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность. Отсюда можно сделать вывод, что у девочек мозг к семи годам имеет более высокую степень готовности к обучению, чем у мальчиков, у которых мозг «созревает» для полноценной учёбы только к восьми годам. Таким образом, мальчики и девочки имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. По исследованиям наших физиологов М. М. Безруких и В. Д. Еремеевой, у 2/3 девочек к поступлению в школу уже достаточно развиты графические навыки, речь, понимание предложенной учебной задачи, тогда как каждый второй мальчик приходит в школу в состоянии «незрелости», у девочек выявлен более высокий уровень работоспособности и смысловой памяти.
В настоящее время многие исследования учитывают фактор пола, поэтому есть данные о различиях психологических характеристик у мальчиков и девочек. А. Геззел обнаружил, что у мальчиков лучше развита крупная моторика, у девочек - мелкая. Девочки превосходят в скорости арифметических операций, лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений. Мальчики, как правило, лучше решают пространственные задачи, лучше ориентируются на местности, им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута.
У девочек лучше развиты речевые навыки (беглая, ясная речь, лучше правописание, навыки чтения, память на слова, словарный запас, лучше усваивают иностранные языки, в целом большая склонность к гуманитарным предметам. У мальчиков более развиты способности к точным наукам, выше точность прицеливания.
Технические способности раньше развиваются и лучше выражены. Лучше выполняют задания на различения, на поиск простых фигур, «спрятанных» в сложных. У девочек более развиты перцептивные способности и вербальные, а у мальчиков зрительно-вербальные. Девочки раньше начинают рисовать и делают это охотнее, умеют выносить более тонкие суждения об искусстве. Сенсорная чувствительность у них более восприимчива. Они чаще могут напеть мелодию, имеют более тонкий музыкальный слух. У девочек более точная и прочная зрительная память, они лучше видят в темноте. Эмоциональная сфера более сензитивна (восприимчива, они легче переносят стресс.
БагруновВ. П., В. Г. Каменская,В. В Печенков, отмечают, то имеются существенные различия в мышлении: в темпах, стратегиях, переработки и усвоения информации детьми разного пола. Мальчики ориентированы на действие, воспринимают информацию быстрее, не нуждаются в повторении, девочки - на общение, более продуктивно работают в спокойном темпе, повторения им необходимы. Высокий темп подачи новой информации для мальчиков способен снять многие проблемы с дисциплиной.
Особенности формирования различных операций мышления следующие: у мальчиков лучше развиты пространственно-визуальные навыки, они хорошо работают с картами, схемами, математическими формулами, имеют более развитый внутренний план действий. Девочки при решении даже математических задач используют вербальные средства вследствие более развитых речевых навыков и лучшего словарного запаса.
Внимание у мальчиков более подвижное и неустойчивое, более продолжительный период включаемости, период продуктивной работы наступает позже, чем у девочек.
Что касается уровня эмоциональности в процессе обучения, надо отметить, что для девочек важна эмоциональная составляющая подачи информации для лучшего её усвоения при наличии устойчивых положительных эмоций. Для мальчиков же необходим постоянный в течение урока переход от эмоциональной фазы к информативной, при этом мальчики нацелены на смысл воспринимаемой информации, эмоциональная составляющая может быть умеренной. Уровень адаптивных возможностей у девочек выше, у них преобладают приспособительные реакции.
И. А. Сергеева указывает на превосходство девочек по уровню произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Ученые также выявили преимущество девочек по избирательной устойчивости, по уровню произвольного внимания.
Существенные различия обнаружены еще по одному психическому процессу - памяти. Девочки лучше запоминают материал на слух как отдельных слов, так и предложений и целых рассказов (смысловая память,а также у них превосходство в запоминании имён и по богатству словесных ассоциаций (это наблюдается у них уже в 3 года).Исследования Н. Л. Горбачевской и др. показало,что зрительная память старших дошкольников лучше развита у мальчиков.
Вербальный материал — слова, предложения, рассказы -активно осваиваются обоими полами, без этого невозможно существование в обществе.
Знаковая информация более соответствует интересам и склонностям мужского пола, но и в её запоминании женский пол оказался сильнее. В исследованиях образной памяти половые различия либо не обнаруживались, либо было превосходство мальчиков. А там, где вместе с изображением надо было запомнить названия, преимущество имели девочки. Таким образом, преимущества женской памяти наблюдается тогда, когда используется вербальная информация. Таким образом, обобщая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что на ранних этапах развития (до 7 лет) девочки обычно опережают мальчиков в интеллектуальном развитии. Очевидно, что дети разного пола имеют определенную специфику в развитии познавательно - психических процессов, значит должны быть определены и особенности процесса формирования готовности к обучению. При формировании готовности к обучению в школе мальчиков и девочек целесообразно использовать различные методы, средства и формы работы, интеллектуальном. Под влиянием взрослых формируется и развивается два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций. Следует помнить, что мальчики и девочки имея разное строение мозга, ведут себя по -разному, поэтому крайне важно в процессе обучения и воспитания учитывать эти различия, помочь раскрыть те уникальные возможности ребенка, которые даны ему своим полом.