Филиппова Елена
Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Как учить стихи с ребенком»
.
Красивая, образная речь всегда притягивает внимание собеседников. Формированию умения грамотно, выразительно выражать свои мысли каждому человеку, тем более ребенку, помогает умение быстро запоминать стихотворные тексты.
Публикация «Консультация для родителей „Как учить стихи с ребенком“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Как гордятся папы и мамы своими детьми, которые наизусть читают строчки из произведений А. Пушкина, С. Маршака, С. Михалкова! Зато как переживают те родители, чей ребенок не может запомнить даже довольно короткое стихотворение, как ни бьются, как ни стараются при этом все домашние.
Почему дети плохо запоминают текст? Мы легко запоминаем то, что эмоционально «пережили», с интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее. Заучивание наизусть всегда трудно. Главное, нет гарантии, что спустя некоторое время, выученное «не вылетит из головы». Можно, однако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребенка игру.
Разберемся для начала, зачем нужно учить стихи с ребенком?
1. Заучивание стихотворений:
- расширяет кругозор;
- развивает память;
- развивает выразительность речи;
- формирует общий уровень культуры ребёнка.
2. Наиболее благоприятный возраст для заучивания стихотворений:
- возраст 4-5 лет.
По мнению психологов именно в это время начинает особенно быстро развиваться память ребенка. До четырех лет изучение стихотворных текстов происходит преимущественно непроизвольно. После четырех лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.
С чего нужно начинать заучивание стихотворения?
3. Этапы заучивания стихотворения:
- прочитать стихотворение
выразительно, лучше наизусть;
- объяснить незнакомые слова;
- прочитать еще раз стихотворение;
- назвать автора;
- показать иллюстрации;
- начать учить стихотворение.
Как легче, быстрее выучить стихотворение с ребенком?
Существует несколько методов, способствующих лучшему запоминанию текста.
4. Методы заучивания стихотворений:
- визуальный;
- двигательный;
- слуховой.
5. Визуальный метод (использование наглядных пособий):
- мнемотаблицы
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и то же. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление (визуалам). А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши «каляки – маляки» особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
6. Двигательный метод (использование жестов, мимики).
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Во время прочтения стихотворения практически каждое слово надо «показать» ребенку при помощи жестов, мимики, движений. При повторном чтении ребенок повторяет слова текста стихотворения и ваши жесты. Таким образом дается необходимая для запоминания опора: подкрепляется запоминание двигательным актом. Данный метод заучивания стихотворений часто использую в своей работе: стоит только показать пару движений, как дети тут же вспоминают и проговаривают стихотворные строчки ранее выученного текста.
7. Слуховой метод (использование интонации):
Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст: тихо, громко, как зайчик, белка, медведь…
При заучивании можно использовать приемы, помогающие лучшему запоминанию.
8. Приемы, помогающие лучшему запоминанию:
- игра с мячом во время повторения (строку говорите Вы, вторую – ребенок);
- договаривание детьми рифмующихся слов;
- чтение стихов-диалогов по ролям.
9. Правила заучивания стихотворений:
-стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка;
-при заучивании не повторяйте стихотворение много раз, лучше вернитесь к нему через какое-то время;
- используйте разные виды памяти.
10. Разучивание стихотворения для дошкольника должно быть делом веселым, а содержание стихотворения – представляемым.