Нина Панарина
Консультация для родителей «Как учить стихи… играючи»
▼ Скачать + Заказать документы
Как учить стихи… играючи
Замечательно, когда человек может цитировать поэтические строки, владеет красивой, образной речью. Собеседники восхищаются – «Какая память! Какая речь!» Также мамы и папы гордятся своими детками, которые наизусть читают С. Я. Маршака, А. С. Пушкина и т. д. Зато страдают те родители, чей ребёнок не может запомнить стихи, как ни стараются, ни бьются при этом все домашние. Почему ребёнок трудно запоминает текст? Трудно запомнить то, что не связано с его опытом, личными переживаниями, интересами, что оставляет его равнодушным.
Публикация «Консультация для родителей „Как учить стихи… играючи“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
Чтобы не подорвать добрых отношений с ребёнком и не требовать от него невозможного можно воспользоваться некоторыми рекомендациями. Следует подбирать такие стихи, которые помогают ему играть, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребёнок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или поможет распределению ролей в игре, определит ведущего. «Повторенье – мать ученья» - такой принцип используется довольно часто. Но от такого многократного повторенья можно навсегда разлюбить даже замечательный текст, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь, например вкусовую память, двигательную, зрительную, обонятельную, осязательную. Надо помнить, что самая сильная память – эмоциональная. Значит, разучивание должно быть эмоциональным, весёлым, а содержание при этом представляемым, видимым, осязаемым. Сначала выразительно прочитать весь текст, а затем предложить разыграть его, изобразить движения руками. Например, стихотворение «Две синички» - руки «гнёздышки» прижимаются к груди они согревают птичек, которых полюбили. «Пальцы – крылья» двигаются над головой, изображая полёт птиц навстречу друг другу. Главное, чтобы это была игра, чтобы дети
«внутренним взором» видели, какие у птичек перышки, глазки, клювики, как они поют, спят, как согревали их своим дыханием, прижимали к груди. Это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. И общение с детьми получается позитивным. Текс с диалогами и действиями помогают запомнить различные виды «театров» с их атрибутикой. «Багаж» стихотворение А. Я. Маршака легче выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушки, их заменяющие). Сложные стихи можно учить по строчке. Использовать приём от «имени» различных персонажей, говорить с соответствующей интонацией, читать по очереди, друг за другом. Практически любое стихотворение поможет запомнить пальчиковый театр. «Два барана» С. Михалкова можно изобразить двумя руками, выставив пальцы – рога. Дети могут изобразить баранов одновременно правой и левой рукой, сделают это вдвоём (каждый покажет своего «барана» правой рукой или левой рукой). Дети пятого года разыграют сценку – стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах. Детям постарше можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом заучивать стихотворение придётся постепенно : диалог чёрного и белого баранов, слова автора. Чем хорошо стихотворение С. Михалкова? Тем, что поучительно, даже нравоучительно, но без занудного дидактизма. Дети умны и чутки, они догадаются о втором значение слова «баран».
Можно, при разучивании некоторых стихов, использовать построчное запоминание. Приём проговаривания и запоминания хором тоже может быть удачен. Для хорового запоминания стихи должны быть речитативные, напевные. Например: Взял я лук и крикнул: «Эх, удивлю сейчас я всех!
Натянул потуже лук, да стрела застряла вдруг.
И вокруг сказали все: «Э- э- э –э!» (Е. Тарлапан)
Учить не только игровому, но и целенаправленному произвольному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников, так как произвольное запоминание - сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением. Основные приёмы произвольного запоминания –повторение текста и припоминание его. «Припоминание» - труд, и труд иногда не лёгкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое. (К. Д. Ушинский)
Такие рекомендации помогут трудное сделать привлекательным и уже оттого более лёгким.