Лилия Роденко
Консультация для родителей «Как сформировать музыкальный вкус у ребенка!»
▼ Скачать +Заказ
Воспитание музыкального вкуса у ребёнка — интересный и увлекательный процесс, в который могут быть вовлечены все члены семьи. Музыка способна влиять на становление важных личностных качеств, таких как доброта, способность к сочувствию, сопереживанию. Кроме того, она развивает у детей фантазию, воображение, образное восприятие и творческое мышление. А способность чувствовать красоту, гармонию в музыке непосредственно отражается на восприятии прекрасного и в окружающей жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Как сформировать музыкальный вкус у ребенка!“» размещена в разделах
Какую музыку слушают современные дети?
Не секрет, что свои музыкальные впечатления дети черпают из разных источников, слушая музыку разных жанров и стилей. И далеко не каждая композиция из любимых ими понравится родителям. Но разнообразие в музыкальных предпочтениях – это даже хорошо:
Ребёнок видит всё многообразие культуры;
Познаёт, что мир многогранен и не укладывается в рамки одного стиля.
Ребёнок, расширяя свой музыкальный кругозор, может сравнить услышанное, оценить достоинства композиций (красота мелодии и гармонии, выразительность музыкальных образов и т. п.) и подметить их недостатки (чрезмерная громкость, примитивный мотив, навязчивая, многократно повторяющаяся ритмическая основа и др.).
Как родителям воспитывать у ребёнка вкус и интерес к музыке?
1. Слушайте вместе звуки природы и мира вокруг
Начинать можно с самого простого — учить вслушиваться в звуки вокруг нас, в музыку природы. Во время прогулок в лесу, в парке обратите внимание ребёнка на пение птиц, шуршание листвы под ногами, звенящую капель, торопливый говор ручейка…
2. Разговаривайте и пойте колыбельные
Первые музыкальные впечатления ребёнка составляют ласковые интонации мамы, спетая ей колыбельная песенка. Важно окунуть малыша в истоки музыкального творчества – фольклор, народное искусство, народную музыку.
3. Расскажите о разных музыкальных стилях
Постепенно музыкальный кругозор ребёнка расширяется, и здесь очень важно помочь ему сориентироваться в многообразии музыкальных впечатлений. Есть классика, есть современная музыка, есть поп-музыка, джаз, рэп, хип-хоп и многие другие направления и стили.
4. Знакомьте со своей любимой музыкой, но делайте это осторожно
Некоторые взрослые приобщают детей к той музыке, которая нравится им самим:
«Я вырос на роке – Led Zeppelin, Pink Floyd, The Rolling Stones, The Beatles и буду ставить ребёнку ту музыку, которую я слушал сам»
«Мне нравится слушать джаз, и мой ребёнок будет слушать ту музыку, на которой я был сам воспитан»
Однако следует помнить, что у истоков любой музыки стоит народное творчество, классика, и ребёнок интуитивно будет увлечён классикой больше, чем другими жанрами и формами, более сложными для его понимания. Не сомневайтесь, в последних он, опираясь на основы, со временем тоже обязательно разберётся.
5. Не запрещайте, а помогайте разобраться
Не следует запрещать ребенку слушать самую разную музыку, можно лишь помочь ему разобраться со своими музыкальными впечатлениями, постепенно приобщая его к высокохудожественным образцам музыкального искусства. Именно музыка, проверенная временем, является инструментом воспитания художественного вкуса, сферой возвышенного и прекрасного.
6. Помните: слушать классику вместе – это не скучно!
Процесс развития музыкального вкуса будет более успешным, если в доме звучит хорошая классическая музыка, а родители могут ещё и помочь с её восприятием:
обсудить услышанное,
дополнить музыкальные впечатления восприятием определённых образов (например, картин известных художников на эту тему,
пофантазировать (придумать рассказ или нарисовать рисунок по мотивам услышанного).
Ребёнку полезно будет услышать о композиторах, об эпохе, в которой они творили. Можно рассказать много интересного об истории создания, например, «Лунной сонаты» и «К Элизе» Бетховена, или некоторых симфоний Гайдна – «Детской», «Часов», «Сюрприза».
В «Прощальной симфонии» Гайдна музыканты, доиграв свои партии, по очереди тушат свечи и покидают оркестр.
Симфония «Сюрприз» получила своё название за то, что в середине медленной, тихой и спокойной части раздаётся вдруг очень громкий удар, а затем снова неторопливо, как ни в чём не бывало, продолжается спокойная, даже какая-то важная музыка. Может, для того, чтоб разбудить заснувших слушателей? А может, эти выдумки, эти «сюрпризы» объяснялись весёлым характером композитора?
Можно развенчать распространенный миф о том, что классическая музыка – это что-то сложное, непонятное. Музыка – это такой вид искусства, в котором понятно всё, благодаря её воздействию на душу человека. Её восприятие не требует никаких усилий, нужно лишь спокойно слушать. А понимание придёт с опытом, особенно если мы будем двигаться от простого к сложному, начинать прослушивание с «лёгкой» классики.
7. Слушайте и создавайте музыку всей семьёй
Воспитанию музыкального вкуса может помочь и сложившаяся семейная традиция совместного музицирования: пения, игры на музыкальных инструментах – причём даже самых простых, таких как бубен, ксилофон, треугольник, маракасы, румба.
Сложно переоценить и семейные просмотры музыкальных мультфильмов и фильмов, спектаклей, балетов, опер, прослушивание симфонических сказок. Композиции из них легко запоминаются и детьми, и взрослыми.
Прекрасно развивает детей и посещение детских музыкальных спектаклей, концертов. Рекомендуем почаще водить детей в музыкальные театры, ведь семейные походы в театр на детские музыкальные сказки, спектакли – это настоящий праздник и для детей, и для взрослых!
Существует целый ряд детских интерактивных проектов (например, в Московской консерватории, в которых восприятие классической музыки сочетается с изобразительной деятельностью, декоративно-прикладным творчеством, художественным чтением, пластической импровизацией. Детям постарше будут интересны телевизионные проекты, например, «Большая опера», «Нескучная классика» и ряд других, освещающих разные стили и разные жанры («Моя музыка : Для каждого своя», «Джаст ду эт» и т. д.).
Очень хорошо, если ребёнок под руководством педагогов учится играть на музыкальном инструменте, поёт, танцует. В таком случае приобщение к высокому искусству происходит с помощью музыкантов-профессионалов. Но следует помнить, что ни в коем случае нельзя принуждать детей к музыкальным занятиям, музыкальное развитие идёт постепенно под мудрым и чутким руководством взрослого.