Эльвира Курбанова
Консультация для родителей «Как развивать речь младших дошкольников?»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №7 «Ласточка»»
«Как развивать речь младших дошкольников?
Воспитатель: Курбанова Э. С.
Публикация «Консультация для родителей „Как развивать речь младших дошкольников?“» размещена в разделах
Счастливые родители с нетерпением и трепетом ждут, когда их малыш произнесёт первое слово, а вскоре будет радовать всех родственников, декламируя стихи на праздниках и рассказывая им о своих успехах. Сегодня многие ребятишки младшего дошкольного возраста упорно молчат, будто набрав в рот воды. Мама и папа задумываются: как же активизировать развитие речи ребёнка?
Речь детей начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично, равномерно и без стресса для ребенка, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Развитию речи малыша способствует ежедневная совместная работа родителей и детей.
Успешное речевое развитие маленьких детей зависит от некоторых условий:
• имеет ли нормальное строение речевой аппарат ребенка.
• насколько активно малыш вовлечён в общение с родителями и сверстниками.
• получает ли развитие мелкая моторика рук ребёнка.
Формирование речи ребёнка происходит при наличии активного общения с ним. Имеет значение, как именно вы объясняете малышу названия предметов, явлений и действий; как ребёнок получает сведения о предметах.
У детей 3-4 лет речь развивается быстро. Обычно, ребёнок к трём годам практически усваивает родной язык. Словарь трёхлетних детей растёт с каждым днё м: в месяц в их словарный запас входит до 100 новых слов. Четырёхлетний ребёнок уже имеет словарный запас из около 2 тысяч слов. У детей этого возраста становится лучше звуковое оформление слов, фразы звучат более развёрнуто и четко.
Следует отметить, что не все дети развиваются одинаково. У некоторых ребятишек отмечается некоторое отставание в речи: они говорят нечётко, слова и отдельные звуки произносят неверно. Дети частенько сокращают слова, пропускают и переставляют звуки и слоги. Речь трёхлетних детей однотипна и проста. Однако уже в таком раннем возрасте детишки проявляют интерес к словам.
Бывает так, что малышу уже и пришло время заговорить, а этого никак не происходит. Что делать? Рекомендуем воспользоваться специальными приёмами для развития речи и методами активизации речи:
1.«Говорю сам с собой». Когда Вы рядом с малышом, но заняты своими делами, говорите вслух, что вы делаете. Это будет такое пассивное общение с малышом, но очень полезным. Говорите не спеша, но чётко, короткими фразами.
2.«Параллельный разговор». Теперь вы описываете то, что делает ребёнок, что он видит и слышит, что может чувствовать, к чему прикасаться. Так вы подсказываете малышу нужные слова.
3.«Я тебя не понимаю». Этот метод - провокация. Он заключается в том, что взрослый игнорирует невнятные, нечеткие звуки ребёнка и не спешит на помощь. При угадывающейся просьбе ребёнка достать ему игрушку, подайте ему не ту и уточните, какую именно: кубик, машинку, зайчика? Так вы будете побуждать его к речевой активности.
4.«Расширяем». Всё что скажет малыш, повторяйте, расширяйте, добавляйте красок в предложение. К примеру, малыш скажет "Дождь". Вы: "Мелкий дождь, как будто просеянный сквозь сито". Отвечая малышу распространёнными предложениями, детально описывая действия, повторяя, вы создадите благодатную почву для овладения связной речью.
5.«Приговариваем». Народные песенки, пословицы и поговорки, потешки доставляют малышам большую радость. Так младшие дошкольники улавливают ритм речи, вслушиваются в звуки и слова, постепенно понимая смысл сказанного. Огромное количество устных народных произведений создано и для развития двигательной активности детей, что непосредственно связано с речевым развитием. Образность помогает запомнить слова и побудить к говорению.
6.«Его выбор». Позволение ребёнку самостоятельно делать выбор, напрямую связано с активизацией его речи: «Тебе налить целый стакан компота или половину?», «Будешь кушать кашу или суп?», «Будешь играть дома или пойдем на улицу?».
7.«Занимаемся творчеством». Когда ребёнок может изучать большое количество разнообразных материалов, это очень хорошо для развития разнообразных сфер : тактильных ощущений, творчества, мелкой моторики рук и, конечно, речи. Не бойтесь давать ему изучать различные материалы, создать вместе поделки из них, запланируйте все ваши действия. Рисование, лепку и аппликацию легко превратить в занятие по развитию речи, начав вместе с ребёнком сочинять рассказ-описание получившегося «Произведения искусства».
8.«Имитация». Чаще играйте с ребенком в игры, где можно представить себя в виде какого-то предмета и придумать, что может делать этот предмет. Уже в три года ребёнок будет способен представить себя медведем, птичкой или самолётом и с радостью будет пытаться вместе с вами описывать всё, что может происходить.
9.«Ролевые игры». Научите малыша выполнять элементарные сюжетно-ролевые действия. Например, играть в доктора, когда ребёнок понарошку будет лечить кукол и животных. Такая игра будет способствовать стимулированию речи и коммуникативных навыков малыша, формированию его уверенности в себе, фантазии.
10.«Музыкальные игры». Активизировать речь малыш можно, предложив ему участвовать в музыкальных играх, подпевать и пританцовывать. Младшие дошкольники приходят в восторг от народных игр или детских песенок, слова которых начинают повторять
Гуляем и разговариваем.
Развивать речь младших дошкольников можно на прогулках. Такие «занятия» очень естественны, приносят малышам множество впечатлений, способствуют познанию мира. Гуляя, малыш начнёт задавать массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов. Так ребёнок узнает новые слова и понятия, которые скоро станут обязательными в его повседневной речи. Не бойтесь, что ребенок вас не поймёт. В эти ценные моменты общения малыш слушает и учится воспринимать родную речь.
Итак, как же развивать речь ребенка во время прогулки?
Например: На детской площадке. Песочек в песочнице желтенький, светленький, беленький или грязный. Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя, а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песочек вместе с ребёнком, обращайте внимание на то, что сухой песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он "склеивается" водичкой. Играя в песочнице, насыпая песок совочком в ведерко или в формочку, нагружая игрушечный самосвал, прокладывая дорогу в песочном бездорожье, малыш время от времени должен слышать то, как мама называет эти предметы, объясняет ему, что она сама делает, когда помогает в создании куличиков.
Разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины, мама неторопливо рассказывает ему о том, чем они от