МААМ-картинки

Консультация для родителей: как развивается речь ребенка, что вызывает нарушения и задержку речевого развития

Юлия Бородкина
Консультация для родителей: как развивается речь ребенка, что вызывает нарушения и задержку речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей : как развивается речь ребенка, что вызывает нарушения и задержку речевого развития.

Публикация «Консультация для родителей: как развивается речь ребенка, что вызывает нарушения и задержку речевого развития» размещена в разделах

Хорошая, понятная речь — залог успешной социализации ребенка в обществе, его адаптации к ДОО, а в будущем и к школе. Наличие каких-либо трудностей в речевом развитии или его задержка создают риск формирования низкого психоэмоционального уровня. Как должен происходить этот процесс в норме? Рассмотрим основные этапы.

Как развивается речь ребенка?

До 12 месяцев дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол и т. п.). Многие из них в возрасте около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа» и т. п.

В 12–15 месяцев дети начинают подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух слогов. В этом возрасте они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например, «Дай мне игрушку»).

В 18–24 месяца многие дети уже произносят 20–30 слов. К двум годам они начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок распознает привычные для него объекты (в т. ч. на картинках) и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и т. д.

В два-три года словарь ребенка должен превышать сотню слов. Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например: большое — маленькое, светлое — темное и т. д.

От родителей, которым рекомендовано показать ребенка логопеду, дефектологу или психоневрологу, можно услышать приблизительно следующее: «Наш папа (наша мама) тоже начал (начала) разговаривать в четыре года (пять лет)», «Врач сказал, что надо дождаться, когда ребенку исполнится четыре года»… Все это — мифы! Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Не диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с ребенком.

Что вызывает нарушения и задержку речевого развития?

Причины, вызывающие нарушения или задержку речевого развития, можно разделить на биологические и социальные.

Биологические:

родовые, черепно-мозговые травмы;

заболевания, перенесенные матерью во время беременности;

внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, внутриутробные инфекции;

недоношенность или переношенность, гипотрофия;

неонатальные менингиты и энцефалиты;

частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие иммунитет ребенка;

поствакцинальные осложнения;

проблемы со структурой языка или нёба (например, короткая уздечка языка ограничивает его подвижность, из-за этого ребенок нечетко выговаривает слова);

нарушения связи в тех участках головного мозга, которые отвечают за речь (в этом случае ребенку сложно координировать движения губ, языка и челюсти, а соответственно, и правильно произносить звуки);

проблемы со слухом (которые, в свою очередь, становятся причиной возникновения проблем с артикуляцией, пониманием и использованием речи);

отставание в умственном развитии.

Социальные:

отсутствие культуры общения в семье, эмоционально неблагоприятные взаимоотношения между членами семьи, сложные детско-родительские отношения;

неблагоприятная микросоциальная среда, которая приводит к дефициту общения и депривации речевых контактов;

невостребованность речи у детей, которые часто болеют («синдром госпитализма»);

педагогическая запущенность;

стрессы, психотравмы.

Владение двумя языками негативно влияет на произношение слов и развитие речи ребенка. Например, дети, в семье которых говорят на одном (родном) языке или диалекте, придя в детский сад, где все общаются на другом языке, будут испытывать дискомфорт. Адаптация такого ребенка проходит намного сложнее и наблюдается до тех пор, пока он не освоит элементарные речевые навыки общепринятого языка.

Еще одна причина — гиперопека. В этом случае речевое общение остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его речевую активность.

Пребывание ребенка в излишне информированной среде, где он может столкнуться с переизбытком информации, не соответствующей возрасту, также пагубно влияет на развитие речи. Ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов. В настоящее время в детском саду можно наблюдать такое явление, как вербализм: дети говорят много и ни о чем, при этом им очень сложно сосредоточиться на действительно важном задании и выполнить его, правильно ответить на тот или иной вопрос.

Как развить речь ребенка?

Развитие речи у дошкольников — процесс сложный, требующий больших усилий как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Ему нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать речь взрослого, контролировать собственную, строить диалог. В этом помогут следующие методы и приемы:

артикуляционная гимнастика;

пальчиковая гимнастика;

работа со скороговорками, чистоговорками, пословицами.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка. Игры для детей 3–4 лет» 1. игра «Какой, какая, какое» - снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д., - человек (вежливый, замечательный,.

Подбор и приобретение игрушек для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Консультация для родителей Игрушка - это вещь, служащая для игры. И для того чтобы игрушка проявила себя более эффективно, ребенок должен использовать весь набор предполагаемых.

Консультация для родителей «Мышление и речь ребенка» Многие мамочки считают, что для того чтобы подготовить малыша к школе, его достаточно научить читать, писать, считать, например, до ста.

Консультация для родителей «Дневник развития ребенка 2 лет»Консультация для родителей «Дневник развития ребенка 2 лет» Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно, для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь.

Консультация для родителей «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Консультация для родителей на тему: «Подвижная (мобильная) игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Описание использованного.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям» Речь играет огромную роль в жизни любого человека, как взрослого, так и ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему строить.

Консультация для родителей «Проведение домашних игр для речевого развития ребенка» Консультация для родителей «Проведение домашних игр для речевого развития ребенка» Цель: познакомить родителей с играми, способствующими.

Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребенка» Значение оригами для развития ребенка трудно переоценить. Любой вид творчества полезен, так как он развивает у ребенка определенные навыки,.

Помощь речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье. В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей.

Тематический план психологических занятий с детьми 5–6 лет, имеющими нарушения речевого развития Тема: Огород. Сад. (овощи, фрукты). Задачи: Формирование положительного отношения к сверстникам, желания сотрудничать друг с другом; расширение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей: как развивается речь ребенка, что вызывает нарушения и задержку речевого развития
Опубликовано: 30 октября 2016 в 23:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей: как развивается речь ребенка, что вызывает нарушения и задержку речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бородкина (УИ 878417) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД