Елена Лунева
Консультация для родителей «Как развить музыкальность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка как часть повседневной жизни
Музыкальный звук непосредственно воздействует на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряженность мускулов. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, белье, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Как развить музыкальность детей“» размещена в разделах
Малыш растет, все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а
на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот
результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио или в магнитофонных записях, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух. Они не умеют петь, а самое главное - у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от нее удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу.
А нужно ли им это? Да, очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои
эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема. Истерика, агрессия, хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние — чувство вины. Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме. Безусловно, музыка - это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка - это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно — прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного.
Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка. Воспитание естественно поющего человека самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно:
• колыбельные - чтобы успокоить малыша при укладывании спать;
• потешки, пестушки, приговорки, игры – для развлечения, оздоровления и развития ребенка;
• протяжные и лирические песни - во время монотонной ручной женской
работы;
• ритмичные трудовые - в соответствующие моменты физической работы;
• хороводные - на гулянье и т. п.
От природы каждый из нас наделен удивительным музыкальным инструментом - голосом. Приготовив человеку при рождении столь волшебный подарок, природа позаботилась также о том, чтобы можно было им воспользоваться, как захочешь. Все мамы прекрасно поют для своих детей. То, что взрослый поет ребенку, должно соответствовать возрастным
особенностям восприятия малыша. Поэтому, безусловно, подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. Он прост для исполнения, вместе с тем это истинная музыка и удивительная поэзия.
Приемлемы авторские произведения при условии, что они имеют подлинную, художественную ценность. Это очень важный момент. Простота - отнюдь не синоним примитивности. К сожалению, в имеющемся на сегодняшний день музыкальном репертуаре не так уж много произведений, которые отвечают этому требованию. Можно использовать классическую музыку (колыбельные Брамса, Моцарта, Гречанинова и т. д.) При этом очень важно, чтобы взрослому самому нравилось то, что он поет.
В народной традиции детям много пели голосом без сопровождения, а наиболее распространенным музыкальными инструментами были рожки и флейты. Эти инструменты, так же как и человеческий голос, одномоментно издают только один звук, который ясно слышен ребенку. Он может далее и сам следить за ходом мелодии. В этом смысле развивающим инструментом является также скрипка.
Итак, пение с детьми и для детей позволяет решать многие задачи:
• создавать у ребят определенный эмоциональный настрой;
• устанавливать контакт между детьми и взрослыми;
• привлекать и переключать внимание детей;
• развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения;
• углублять эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.
Развитие слухового восприятия
Экспериментирование со звучащими предметами - особая форма
проявления детской активности, которая:
• стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов;
• расширяет способность к различению звучания разных предметов и
дифференцированию звуков по высоте, интенсивности;
• развивает мелкую моторику кистей рук;
• формирует чувство ритма.
Возрастной особенностью детей дошкольного возраста является то, что
окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо, если у вас дома появляются различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и т. п. предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос» :
• банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками,
камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
• шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги,
полиэтилена и т. п. ;
• погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и
металлических косточек, бусин, колокольчиков;
• шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага,
шумящие морские раковины, стучащие палочки разной толщины из
дерева разных пород;
• сосуды с разным количеством воды (наподобие ксилофона);
• перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, по которым можно
ударять;
• нитки и резинки, натянутые по принципу струны так, чтобы ребенок мог
сам менять силу их натяжения;
• свистки и дудочки из глины и дерева.
Занятия с этими звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении.
Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей - в первую очередь слуховое внимание и память; умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки.
Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. Детей важно научить слушать не только собеседников, но и самих себя; научить выражать сочувствие, радость, огорчение - любые эмоции так, чтобы это было понятно окружающим. Немало людей смогли бы обойтись без услуг психотерапевта в зрелом возрасте, если бы в детстве их научили понимать состояние других и выражать свое собственное.
Обратите внимание на то, какая звуковая среда окружает ваших детей. На улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. Водите детей не только смотреть - водите их слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям.
Слушание музыки решает в первую очередь задачу формирования у ребят эстетического вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры. Прежде чем включить проигрыватель с музыкой, которую вы хотите предложить детям, вам стоит:
• прослушать ряд музыкальных произведений и выбрать их них те, которые
нравятся вам и трогают лично вас. Помните, что только ваше собственное
чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребенка к
звучащему;
• по возможности, прочитать о композиторе, чтобы ваше собственное
отношение к его музыкальному стилю, самому композитору и его
произведениям было осознанным;
• постараться избавиться от привычки обсуждать и объяснять детям, какое
содержание несет та или иная музыка и «о чем хотел сказать композитор» в
данном произведении; пусть просто слушают музыку.
Общими критериями отбора музыкальных произведений в этом случае можно считать:
• преобладание выразительности над изобразительностью; доминирование
мелодической линии (голос, солирующий инструмент);
• четко выраженное настроение;
• истинная эстетическая ценность композиции.
Слушать музыку желательно каждый день. Если вы любите петь, хорошо иногда самим исполнить детям любимую песню. Памятка для родителей
Источник звука Воздействие звука и оценка его
Голоса самих детей. Создают шумовой фон, вызывают утомление нервной системы, поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко, безусловно, следуя в этом положительному примеру взрослого.
Голос взрослого. Воспринимается детьми как значимый источник информации, его информация мгновенно отражается на душевном состоянии малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчетливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого, и на этой основе формируется их собственное звукопроизношение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов - это очень смягчает язык Чаще напевайте, что хотите, тихонечко, про себя.
Пение птицы (если она есть, журчание воды - очень благотворно действующие шумы.
Шум автодороги, работающих механизмов; гудение ламп дневного света, аквариумных компрессоров - неблагоприятно действующие шумы,
которые необходимо устранить или ослабить.
Звучание речи, музыки из радиоприемника, проигрывателя включать не более чем на 5 мин (для младших, 10 минут (для старших) при условии, что это не фон, а звуки, которые вы вместе внимательно слушаете.
Звучание музыкального инструмента прекрасно, если инструмент настроен,
музицирующий владеет им, отобранное произведение соответствует данному
моменту и понятно детям.