Евгения Михеева
Консультация для родителей «Как понимать и ценить детские рисунки»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?
Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными.
Авторитетные, знающие и понимающие люди : психолог, педагог, художник часто дают абсолютно противоречивые оценки.
Нормальные рисунки, нормальный ребёнок, но есть проблемы, скажет психолог.
Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить посоветует педагог.
Публикация «Консультация для родителей „Как понимать и ценить детские рисунки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите!- воскликнет художник.
Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.
Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определённые очертания. Начинается мощный подъём изобразительной деятельности ребёнка, совершенствуется изобразительное рисование.
У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего- в возрасте около трёх лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребёнок не «чувствует» цвета, что не «живописец». Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму.
Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать «Я и моя мама». Детям откроется много интересных наблюдений и всё хочется нарисовать, рисунок становится сюжетным.
В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока незачем.
К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счёт уменьшения их размеров, или разно уровневые поднятия над нижним (передним) краем рисунка.
И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, «красиво».
Для ребёнка в этом возрасте рисование- оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других игры, пение, танцы, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования.
В 6-7 лет наступает «золотой век» детского рисования. У ребёнка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания.
Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.
А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсируя его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.
Детское рисование- это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ :
а) обсуждать с ребёнком, а не его самого ( например: слабый, гениальный ребёнок и т. д.)
б) оценивать нужно достижения ребёнка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учётом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.
в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т. д.)
г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение, свободное владение изобразительными средствами.
д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приёмов изображения, способов выражения образов и настроения.
е) важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребёнка.
ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно всё содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостатков открыть ребёнку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.
В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач- тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.
Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младших групп, надо проводить очень умело.
Важно, чтобы каждый ребёнок в конце занятия порадовался, проявил положительные эмоции. Можно обратить внимание всех детей на хорошо переданную форму, цвет (не называя авторов, на появление изображений, которые дети ранее не учились создавать.
Дети среднего возраста проявляют всё большой интерес к работам сверстников. Важно поддерживать интерес к успехам товарищей и умение видеть эстетические достоинства работ, умение рассказывать о своей работе.
Начиная со старших групп, следует приучать детей к анализу своих работ товарищей. Дети начинают понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленных задач, и видеть положительные стороны рисунка и указать на ошибки.
Анализируя детские работы (пусть это будет ребёнок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не «напоказ».
В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребёнка, а не послушное репродуктирование.
Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребёнок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребёнка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.