Наталия Нестерова
Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка к школе»
▼ Скачать
Формирование предпосылок к учебной деятельности имеет структуру, которая состоит из нескольких компонентов:
1. Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной координации.
Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен владеть планомерным и дифференцированным восприятием, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями (анализом, обобщением, выделением существенных признаков и закономерностей и т. д., смысловым запоминанием. Однако на этом возрастном этапе мышление ребёнка в основном остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями.
Публикация «Консультация для родителей „Как подготовить ребёнка к школе“» размещена в разделах
Важным компонентом интеллектуальной готовности является развитие речи. В этом возрасте развивается связная монологическая речь. Её специфика, в сравнении с разговорной, состоит в том, что в ней должны соблюдаться нормы литературного языка.
Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребёнка начальных общеучебных умений, в частности умения выделить учебную задачу, умения вычленить способ действий и последовательность этапов выполнения, умения проконтролировать работу на разных этапах и дать ей оценку. У ребёнка должна быть достаточно выражена познавательная активность.
2. Личностная готовность включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей) и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности подчинять своё поведение законам детских групп. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью.
Личностная готовность предполагает также определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. К началу обучения в школе у него должна быть хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания). На фоне, которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. У детей формируется произвольность как способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным).
3. Физическая готовность определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.
Необходимо отметить, что оптимальный возраст начала обучения зависит от индивидуальности ребёнка. Если ребёнок познал приёмы чтения, но не желает упражняться в этом, предложите ему игру «Записки с секретом», где печатными буквами Вы, а затем и он сам, укажете нахождение чего-то интересного. Например, «КОНФЕТА В ВАЗЕ НА СТОЛЕ».
Счёту надо обучать тоже постепенно. Но, называя цифру, соотнесите её с количеством предметов. Иначе у ребёнка нарушается развитие понятия «число». Проговаривание цифр скороговоркой не является показателем развития у ребёнка математических умений. В быту, в домашних условиях ребёнок закрепляет счёт, помогая накрывать на стол. Пусть ребёнок считает игрушки, этажи, подъезды. Иногда нужно создавать условия для решения задач («Нас трое, а две ложки. Сколько не хватает?»). Тогда счёт станет для него привычным и понятным.
Начиная писать или рисовать цифры и буквы, ребёнок может изображать их «зеркально». Не удивляйтесь. Перевёрнутые цифры, буквы сравнивайте с образцами, и у дошкольника постепенно это пройдёт.
Советы родителям
• Главный совет - будьте внимательны к ребёнку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребёнка, выслушать и ободрить его. Залог успеха - доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела ещё к негативным последствиям.
• Заранее проверьте у ребёнка уровень школьной зрелости.
• Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги, для развития речи (чтение стихов, сказок, беседы).
• Поощряйте общение со сверстниками.
• Учите ребёнка управлять эмоциями (на примере своего поведения; используя игры и упражнения).
• Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребёнок хуже воспринимает новую информацию, не идёт на контакт с окружающими).
• Психологически готовьте к школе : расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской, какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).