Мохова Татьяна Викторовна
Консультация для родителей «Как организовать труд детей дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Трудолюбие не даётся от природы, а должно воспитываться с самого раннего детства. Главная цель труда – его влияние на личность ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Публикация «Консультация для родителей „Как организовать труд детей дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребёнка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А ещё труд развивает мышление. Ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Подчёркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребёнка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию детей в семье.
Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его протереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребёнку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.
На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребёнка проще приучить к труду. Например, ваш дом – это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлётом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевлённые предметы – это качество можно эффективно использовать.
Никогда не заставляйте ребёнка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна быть от чистого сердца. Понятно, что ребёнок может не обратить внимания на то, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать или поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребёнок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
Какую же помощь по хозяйству могут оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребёнку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.
Помните, давая поручения ребёнку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребёнку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания, и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять, для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если посуду не помыть, то придётся есть из грязной посуды.
Труд ребёнка не должен оставаться незамеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрён : поблагодарите ребёнка, похвалите, оцените его старания, даже если ребёнок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разбил, сломал, выполняя трудовые действия, не вздумайте ругать его, ведь ребёнок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка будет складываться положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы. Будет происходить осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые будут трудиться с энтузиазмом, то и ребёнок будет стремиться к этому. Когда ребёнок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться к труду аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.
Учите ребёнка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.
Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению к его результатам. Ребёнок должен видеть добрый и положительный пример взрослых.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребёнка к школе.