Анна Алевина
Консультация для родителей «Как научить ребенка различать геометрические фигуры?»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде всего, важно помнить, что обучение дошкольников началам математики наиболее успешно будет проходить в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач, которые специально продумываются воспитателем.
Игровая форма поможет привлечь внимание детей к обучению, создать у них положительный эмоциональный настрой. Но игровая задача, предлагаемая детям, должна способствовать усвоению программного материала. Другими словами, взрослый ставит перед собой цель научить детей, упражнять их в чем-либо и т. д. ; перед ребенком же стоит совсем иная задача — игровая.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка различать геометрические фигуры?“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Можно подобрать множество игр, в которых учет различных свойств предметов определяет результат действий ребенка.
Так, в игре «Найди свое место» умение различать геометрические фигуры и соотносить их, находя такую же, оказывается необходимым условием выполнения игрового действия. Рассмотрим эту игру. Детям раздают различные геометрические фигуры, а на стулья, поставленные в ряд, кладут карточки с изображением этих фигур. Дети расходятся, свободно передвигаясь. По условленному сигналу дети находят свое место, т. е. каждый садится на тот стул, где лежит карточка с изображением его геометрической фигуры. Таким образом, изображение геометрической фигуры служит средством для достижения цели.
Приведем еще один пример игры, где наиболее ярко можно продемонстрировать, как достижение игрового результата ведет к усвоению программного материала.
Игра «Найди свою фигуру»
Сделайте из картона ящик, в котором прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной формы. Цель игры — научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры.
Педагог делит детей на две группы: у одних — геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике; у других — конверты с изображением круга, треугольника, квадрата. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь, а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь по изображениям на своих конвертах.
В такой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему появляется речевая активность играющих. Например, ребенку всегда важно не только то, правильно ли он нашел свою фигуру, но и то, правильно ли нашел фигуру его товарищ. При этом дети очень хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» или «Это, это бери! Видишь: здесь квадрат и вот квадрат. Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.
Игра «Гаражи». Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер» — круг, квадрат, прямоугольник или треугольник. В разных концах группы расположены гаражи, также обозначенные кругом, прямоугольником, квадратом или треугольником большего, чем у детей, размера. Машины могут заезжать только в свой гараж, т. е. в тот, который соответствует номеру машины. Итак, правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет различать геометрические фигуры.
Дети, держа свои номера машин перед собой, как руль, ездят по комнате. По сигналу воспитателя все въезжают в свои гаражи. Взрослый проверяет, правильно ли нашла каждая машина свой гараж. При повторении игры можно незаметно поменять гаражи местами: это заставляет водителей быть еще внимательнее.
Все подобные игры ценны тем, что перед детьми стоит лишь игровая задача, а то, что при этом усваивается тот или иной программный материал, знает только воспитатель, организующий занятие.
Рекомендуется сравнить квадрат с прямоугольником и треугольником, квадрат с кругом, определив, чем эти фигуры отличаются друг от друга: у квадрата и треугольника есть углы, а у круга их нет.
Можно предложить детям раскладывать фигуры, разные по величине, в возрастающем и убывающем порядке.
Дошкольников знакомят также с геометрическими телами : кубом и шаром. Знакомство с ними своевременно, так как дети часто используют их в играх, слышат названия от воспитателя, надо лишь уточнить названия этих геометрических тел, помочь детям выделить их отличи-тельные признаки. При этом нужно стараться построить занятие таким образом, чтобы при-знаки эти стали значимы для детей.
Еще одним интересным способом знакомства дошколят с геометрическими фигурами может быть игра «Скажи, на что похоже?» Предложите ребенку карточки, с изображением разно-образных предметов, которые соотносятся с геометрическими фигурами. Можно усложнить игру: покажите сначала малышу геометрическую фигуру, а затем предложите придумать на что или кого она похожа, или наоборот.
К трехлетнему возрасту ребенок уже умеет группировать предметы по форме. И теперь нужно более конкретно познакомить ребенка с каждой геометрической фигурой, научить определять и называть форму предметов. Начинайте знакомство с фигурами постепенно, и переходите к следующей после того, как малыш уже хорошо её запомнил.
Игра «Разноцветные окошки» позволяет с малышом закрепить названия фигур, количественный и порядковый счёт, развивает умение сравнивать две равные и неравные группы предметов. Предложите выложить ему на верхнем этаже четыре круглых окошка, а на нижнем этаже 5 треугольных. Сравните группы предметов, спросите на каком по счёту месте стоит красный треугольник и т. д. В конце года можно предложить положить на каждом этаже цифру в соответствии с окошками – фигурами.
Изучать геометрические фигуры можно с помощью предлагаемых игр. Только постарайтесь сделать занятия с вашим ребенком веселыми и интересными! Играйте, а не обучайте!