Наталья Пунько
Консультация для родителей «Как игра помогает воспитывать интерес детей к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка.
Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развивается сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых. В одно мгновенье он может стать шофером, продавцом, врачом. существуют и так называемые дидактические игры, которые содержат определенную умственную задачу. Различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности детей, развивают память, внимание.
Публикация «Консультация для родителей „Как игра помогает воспитывать интерес детей к природе“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игра доставляет ребенку большую радость, потому, что она дает ему возможность активно действовать. Очень нравятся ребятам игры в семейном кругу. Взрослые члены семьи могут быть прямыми или косвенными участниками игр ребенка.
Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочие способы, заинтересованность ребенка этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в его играх.
Яркие впечатления, полученные от посещения зоопарка, могут трансформироваться в игре. Он начнет из кубиков строить клетки, заселять их животными. Взрослый может включиться в игру и сделать ее глубже, разнообразнее, содержательнее. Поддержать игру новыми игровыми действиями (на машине ввозит новых зверей из Африки). Взрослый, взяв на себя роль шофера, просит «директора» зоопарка принять груз, расписаться в квитанции. Это дает ребенку толчок для развития сюжета. Теперь он сам подвозит и устраивает новых животных. Далее можно предложить подвезти питание для зверей. Если ребенок остановился и не развивает игру, «товаром» может быть что угодно: кубики – рыба, Щепочки – мясо. Сюжет игры наталкивает ребенка на поиск предметов заместителей реальных предметов.
Например, он задумывается, как «изготовить» продукты питания. Взрослый подсказывает ему, что мясо, овощи, фрукты, рыбу можно слепить из пластилина и картона. Эти подсказки наталкивают ребенка на поиск игровых приемов, расширяют содержание его игровой деятельности.
Малыш заигрался и не хочет идти спать. Взрослый тактично включается в игру, вводя нового персонажа зоопарка. От имени куклы ведет разговор:
- Здравствуйте, я к директору зоопарка. Хочу устроиться к вам на работу сторожем. Буду следить, чтобы в ночное время в зоопарке был порядок, чтобы никто не ходил и не пугал зверей. Буду проверять, все клетки, чтобы они были хорошо закрыты, - иначе звери могут убежать. Вы можете идти спокойно спать, а завтра снова придете в зоопарк. Ребенок доволен таким поворотом событий. Он ложится спать, продолжая игру; спит не как ребенок, а как директор зоопарка, который пришел вечером с работы.
Далее можно развить игру приходом кукол на экскурсию в зоопарк. Ребенок показывает куклам животных, рассказывает о них. Тем самым взрослый узнает, что ребенок знает о животных, какие сведения активно используют после посещения зоопарка, а какие забыл, где пробел в знаниях. Это повод для того, чтобы предложить директору зоопарка посетить «библиотеку» где есть книги о животных. Ребенку читают книги, которые хранятся дома. Из них ребенок черпает новые знания о животных. Способов углубления и развития содержания игры может быть много. Важно помнить, что игра – это серьезное дело: в ней ребенок реализует себя как делового человека, проявляет активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки с родителями на юг или в деревню, знакомство с колхозной фермой, ипподромом и т. д. Во всех этих случаях взрослый может тактично найти способы углубления знаний и интересов ребенка, формирования правильных позиций в отношении к животным.
В семье можно использовать дидактические игры природоведческого содержания. Это настольно-печатные игры, среди которых «Зоологическое лото», «ботаническое лото». Эти игры помогают запомнить название растений, животных. Можно рассматривать детьми карточки лото, вспоминать, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об их особенностях и образе жизни.
В домашних условиях с дошкольниками можно играть в словесно-дидактические игры. Они могут быть различными и хорошо вписываться в разнообразные бытовые ситуации. Если вы занимаетесь приготовлением пищи, и ребенок находится рядом, предложите ему отгадывать вкусные загадки». Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, что вы кладете ему в рот (морковь, капусту, укроп, хлеб, сахар. Он не только отгадывает, что ему положили в рот, но и называет характерные признаки. В другой раз ребенку предлагаете игру «Из чего состоит винегрет». Отгадав овощи по вкусу, ребенок должен подвести итог: сказать, что кладут в винегрет.
Аналогичным способом ребенку можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ощупь. Игра тренирует сенсорные способности ребенка и может долго его занимать, если ее разнообразить: класть в руки, то хорошо знакомые, то мало знакомые предметы, то один плод, то два плода для их сравнения и т. д. Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность с их помощью развивать у детей речь и различные мыслительные процессы. В самых различных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Например, стоя в очереди за овощами в магазине взрослый загадывает ребенку, что он сейчас собирается купить. Взрослый описывает предмет, ребенок отгадывает. Затем предложите ребенку самому загадывать вам предмет, загадать и описать предмет другим домочадцам.
Родители могут часто играть с детьми в словесные игры, в описательные загадки – они не требуют особых условий и дополнительного материала. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они загадываются.
Во время прогулки осенью предметом игры становятся опавшие листья, деревья, грибы. Летом на лугу – цветы, насекомые, птицы, в доме – комнатные растения, овощи, фрукты и. д.
Словесные игры развивают у детей не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Так, например:
«Когда это бывает» - взрослый называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает.
- Идет снег…зимой;
- Радуга на небе…летом;
- Желтые и красные листья на деревьях…осенью;
«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, яблоко, апельсин)
«Что бывает желтое в природе?» (лимон, груша, одуванчик)
«Что это такое?» (взрослый называет растение или животных, ребенок общую группу, в которой они относятся).
- Воробей…зверь;
- Елка…дерево;
- Яблоко…фрукт и т. д.
Хорошо влияет на гибкость мнения ребенка ситуация, когда один и тот же материал используется перекрестно – в разных объединениях. Например, игра :
«Назови одним словом» :
Тигр, крокодил, собака – хищники;
Тигр, собака, кошка…звери, хищники;
Собака, кошка, корова…домашние животные, звери;
Корова, овца, олень – звери, копытные, растительноядные и т. д.
Чтобы игра не сводилась к упражнениям, должны действовать правила. Например, взрослый считает до 3-х-время, за которое надо ответить, или за неправильный ответ – штраф в виде фанта, штрафное очко.
Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок получит удовольствие и будет активен, если игра основана на знакомых ему сведениях.
Интересны детям игры с природным материалом. Гуляя с ребенком, собирайте шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник. Все это – материал для подделок. Из него можно сделать разнообразных человечков и фигурки животных. Соединительным материалом станет пластилин. Ценно не только изготовление поделок, но и их обыгрывание. С помощью фигурок с ребенком можно разыгрывать знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др., придумать свои – новые. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.