Ольга Шубкина
Консультация для родителей на тему «Воспитание у детей любви к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «Воспитание у детей
любви к природе»
Автор: Шубкина О. Е. : воспитатель МБДОУ «Детский сад №34 г. Ельца.»
Публикация «Консультация для родителей на тему „Воспитание у детей любви к природе“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Любовь к природе, определяется прежде всего действенным, бережным отношением к ней. У детей это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т. д.
Многому могут научить своих детей взрослые, воспитывая заботливое отношение к природе : как собирать грибы, не разрушая всю грибницу, как сохранить кристальную чистоту воды родников и т. п. Взрослые должны предупреждать и бесцельное уничтожение детьми полевых цветов. При этом всегда нужно помнить об огромной силе воздействия личным примером на формирование таких ценных качеств у ребенка, как бережное отношение к природе, непримиримость к расточительству ее богатств.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет, и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней, вечно изменчивой, вечно угрожающей и дающей убежище от любой опасности. Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него – слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережливого отношения к окружающему миру? Мы должны с малых лет воспитывать в людях четкое понимание: природа принадлежит тебе, поскольку ты – человек, но не будет всего этого – зелени, живности, и тебе не жить на земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем тебе лучше будет жить в этом мире. Однако это не все. Мы говорим: «Природа – великий учитель». Правильно говорим. Мы, взрослые, учимся у нее всему – красоте, доброте, справедливости. Но при этом мы, сами того не замечая, вносим в наблюдаемую картину существенные поправки.
Нужно приблизить ребенка, насколько это возможно, к живому миру. Пусть у него будет маленький друг – щенок ли, котенок ли. Постарайтесь примириться с неудобствами такого соседства. Если ребенок научиться любить животное, это будет его первым шагом в любви ко всему живому. Возьмите ребенка на субботник по озеленению или посадите вместе с ним деревце у себя во дворе. Увидите, эти растения, посаженные собственными руками, он не станет ломать. Любовь к природе - сложное чувство; оно включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к природе. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней — одна из главных задач воспитателей и родителей. Мы взрослые, должны вводить ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрывать перед ним его тайны и законы, воспитывать правильное отношение к природе, потребность в ее познании. На этой основе воспитывается заботливое отношение к окружающей природной среде. Поэтому очень важно учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, активно приобщая его к этому миру.
Эффективным средством приобщения ребёнка к миру природы являются прогулки, во время которых мы можем знакомить его с явлениями живой и неживой природы, рассказывая о жизни и разнообразии растений и животных
Приобщать ребёнка к природе можно с помощью различных игр с природным содержанием : дидактических, настольно – печатных, словесных, сюжетно – ролевых и т. д. Играть в них можно дома и на природе.
В холодное время года хорошо вместе с ребенком проводить подкормку птиц.
Весной хорошо привлекать ребенка к посадкам цветов во дворе дома.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных.
Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней. Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.