Валентина Зубченко
Консультация для родителей «Игра помогает воспитывать интерес детей к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — это период игры. Об этом говорят и пишут многие педагоги и психологи, это знают все современные родители.
Игра оказывает на дошкольника развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, формируются двигательные навыки и умения, развиваются сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх ребенок приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным.
Публикация «Консультация для родителей „Игра помогает воспитывать интерес детей к природе“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дидактические игры обычно содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, память, внимание детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях.
Игра доставляет ребенку большую радость, потому что дает ему возможность активно действовать. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи также могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно-ролевых игр ребенка.
Важное место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т. д., его заинтересованность этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в играх.
Яркие впечатления, полученные ребенком во время посещения зоопарка, вероятно трансформируются в игру. Он начнет строить клетки из кубиков (или каким-то другим способом, заселять их игрушечными животными. Видя, как малыш увлечен игрой, взрослый поддерживает ее новыми игровыми действиями. На машине в зоопарк прибывает партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (еще не задействованные в игре животные). Взрослый, взяв на себя роль шофера, который доставил зверей, просит ребенка-«директора зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше. Такое включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст ребенку толчок для развития сюжета. Теперь он и сам будет привозить новых животных и устраивать их в зоопарке.
Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником на основе различных событий его жизни: посещения цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой, ипподромом и т. д.
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например, «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Время от времени на досуге играйте с ребенком в эти игры. Это поможет ему запомнить названия растений и животных. Кроме того, со старшим дошкольником можно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать.
Детям всех возрастов будут интересны разрезные картинки, на которых изображены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды.
Нередко бывает, что взрослые заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться.
— Давай поиграем. Я буду загадывать вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот! — говорит взрослый и кладет в рот малышу кусочек морковки, которую режет для супа.
Ребенок хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а взрослый как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить морковку на вкус не сложно — каждый ребенок пробовал ее, сырую или вареную. Труднее выделить и назвать ее характерные признаки: твердая, хрустит, когда ее ешь, сладкая. Затем можно положить ребенку в рот лук, капусту, свеклу, веточку укропа, кусочек хлеба или щепотку сахара. Ребенок отгадывает и объясняет, как он разгадал «съедобную» загадку.
Можно предложить ребенку отгадывать фрукты или овощи на ощупь. Он закрывает глаза, а взрослый кладет ему в руки яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, ребенок должен отгадать и назвать его. Ту же морковь на этот раз можно определить по иным признакам: форме (продолговатой, заостренной с одного и закругленной с другого конца, твердой и гладкой поверхности. Лук выдаст себя круглой формой, нитями-корешками, гладкой поверхностью и шелестом шелухи. Ребенку интересно будет угадать, что же кладут ему в руки — огурец или банан, персик или яблоко, апельсин или лимон, яблоко или грушу, абрикос или сливу. Игра способствует развитию сенсорных способностей ребенка и может долго его занимать; ее можно разнообразить: класть в руки малышу то хорошо знакомые, то малознакомые предметы; то один, то два плода для их сравнения и т. д.
Старайтесь чаще играть с ребенком в словесные игры- они не требуют особых условий и дополнительного материала. В транспорте, в очереди ко врачу, на прогулке предлагайте ребенку поиграть
«Когда это бывает?» (взрослый называет природное явле-ние, а ребенок — время года). Например:
• снег идет. (зимой);
• радуга на небе. (летом);
•желтые и красные листья на деревьях. (осенью);
• скворец несет веточки в скворечник. (весной);
• скворец несет в клюве червяка. (летом, и т. д.
«Что в природе бывает круглым?» (солнце, луна, апельсин, яблоко и т. д.).
«Что в природе бывает желтым?» (одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки, бабочка-лимонница и т. д.).
«Что это такое?» (взрослый называет растение или животное, а ребенок — общую группу, к которой оно относится). Например:
• воробей. (птица);
• олень. (зверь);
• елка. (дерево);
• яблоко. (фрукт) и т. д.
«Что третье?» (взрослый называет два похожих предмета, а ребенок должен подобрать к ним третий). Например:
• ромашка, колокольчик. (клевер);
• ворона, голубь. (сорока);
• береза, липа. (сосна);
• солнце, облако. (радуга);
• цветок, лист. (корень) и т. д.
Хорошо развивает мышление ребенка игра, в которой один и тот же материал используется перекрестно — предметы нужно объединять сразу по нескольким признакам. Например, игра «Назови одним словом»:
• тигр, крокодил, собака. (хищники);
• тигр, собака, кошка. (звери, хищники);
• собака, кошка, корова. (домашние животные, звери);
• корова, овца, олень. (звери, парнокопытные, травоядные);
• олень, волк, заяц. (звери, лесные животные).
Во время игры должны действовать правила, побуждающие ребенка к быстрым и правильным ответам. Например, взрослый считает до трех —за это время, нужно успеть ответить; за неправильный ответ —штраф в виде фанта или штрафное очко.
Детям нравятся игры и занятия с природным материалом. Гуляя в лесу, они с удовольствием собирают шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник. Все это — материал для поделок. Из шишек и желудей можно сделать разнообразных человечков и животных. При этом соединительным материалом может быть пластилин. Отдельные детали можно изготовить из бумаги и картона. Важно не только изготовление поделок, но и их использование в различных играх. Можно разыграть знакомые ребенку сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др., персонажами которых станут сделанные вами фигурки. Предложите малышу придумать свои собственные сказки и разыграть их. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.