Виктория Колесникова
Консультация для родителей «Как говорить с ребенком, чтобы он вас услышал»
▼ Скачать + Заказать документы
Наверняка всем родителем знакома ситуация, когда они что-то говорят своему чаду, а он как будто не слышит, словно слова адресованы не ему. А потом когда мама или папа спрашивают, сделал ли малыш то, что они ему говорили, ребенок говорит : «А? Что? Ты мне разве говорила (говорил?» Знакомая картина? Почему дети не слышат или делают вид, что не слышат родителей?
Во-первых, это зависит от просьб, которые бывают косвенные или прямые.
Прямая просьба побуждает действовать немедленно, например: «Встань со стула, пожалуйста».
Темочки:
Косвенные просьбы позволяют еще подумать некоторое время, и сделать выбор: делать или не делать, выполнять или не выполнять. Примером косвенной просьбы может быть: «Не мог бы ты подняться со стула?». Когда родители выбирают косвенные просьбы, ребенок может и не выполнить их, поэтому создается впечатление, что он не слышит.
Во-вторых, часто родители повторяют своим детям одно и то же, на что ребенок не реагирует и это становится привычным. Поэтому даже когда малыш слышит, он делает вид, что не слышит, или забыл, или у него много дел и некогда было выполнить просьбу. Не нужно превращаться в «бензопилу», лучше действуйте по принципу: «не услышал - не получил».
Существует несколько простых правил, чтобы ребенок Вас услышал :
1. Умейте слушать сами.
Дети перенимают привычки от нас, родителей. Если родители сами никогда и никого (не только ребенка) не слушают, то как этому может научиться ребенок? Последите за собой, как Вы общаетесь с другими людьми. Сразу ли отзываетесь на их слова, просьбы и т. д. И, конечно же, умейте слушать своего ребенка.
2. Привлеките внимание.
Перед тем, как начать разговор, убедитесь, что ребенок обратил на Вас внимание. Попросите его посмотреть на Вас, или сами поднимите его подбородок (легонько) так, чтобы его глаза смотрели на Вас. Поза, когда Вы смотрите глаза в глаза, наиболее подходит для высказывания просьбы. Используйте этот метод для каждой просьбы, и ребенок будет Вас слушать. Также можно подойти к нему поближе и окликнуть его, назвав его по имени; можно предупредить ребенка, что, например, его помощь понадобится вам через какой-то промежуток времени, чтобы он имел в виду. Особенно этот прием помогает в тех случаях, когда малыш чем-то занят, что действительно представляет для него интерес.
4. Общайтесь вежливо.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок не обращал на Вас внимания, то смело кричите, критикуйте, приказывайте, давайте нотации, запугивайте, осуждайте или молите. Если же Вы хотите быть услышанным, то используйте вежливость. Вы сами то как хотите, чтобы с Вами обращались? Наверняка не захотели, чтобы вас просили о чет-то в грозном, осуждающем тоне.
5. Уменьшите громкость.
Опытные педагоги часто используют эту технику. Снизьте голос. Говорите мягко и тихо. Ребенок не ожидает этого, и невольно начинает прислушиваться. К тому же, крик очень часто вызывает желание сделать наоборот.
6. Кратко и точно.
Выскажите свою просьбу кратко и точно. Если ребенок привык, что ему каждый раз прочитывают лекцию о его плохом поведении, то он подсознательно перестает Вас слышать. Ну кому охота каждый раз слушать одно и то же? Просто выдайте просьбу «Прибери в комнате», «Убери свои игрушки» и т. п.
7. Попросите повторить все, что вы сказали.
Попросите ребенка повторить все, что вы сказали, только без претензий. Если он не сможет в точности воспроизвести ваше обращение к нему, тогда пусть скажет хотя бы самое главное. Если ребенок, что-то забыл, поправьте и уточните. Если есть необходимость, повторите сначала.