Оксана Чекман
Консультация для родителей «Игры с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в
которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Дети подражают родителям : манере обращаться с окружающими, их
поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры,
закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания –
игры детей становятся более содержательными, разнообразными по
сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В
Публикация «Консультация для родителей „Игры с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты,
непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему
сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего
дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют
умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие,
умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из
старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном
между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут
играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры,
стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не
обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно
взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и
эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с
близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а
с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник
умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал,
построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или
сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда
можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют
внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо
посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По
ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков,
действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры
маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша
игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему
игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает
чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда
оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-
под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом
для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или
устроить в коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей.
Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани,
картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки,
перестраивают, дополняют и т. п., что, несомненно, расширяет игровые
возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребё нка должны быть разные игрушки: сюжетно-
образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта,
транспорт и др., двигательные (различные каталки, коляски, мячи,
скакалки, спортивные игрушки, строительные наборы, дидактические
(разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе
подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить
недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры : лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми
возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание,
наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке,
терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго
выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы
все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает
к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками.
Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением
«разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов
дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения
художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только
что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему
возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка
истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь
старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить
дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с
ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный,
доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку
уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время
от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается
вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё
интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в
игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут
в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих
интересов, любви между ними в дальнейшем.