Виолетта Никулина
Консультация для родителей: «Игры и упражнения по развитию речи дошкольников среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Виолетта Никулина
Игры направленные на развитие речи детей 4 — 5 лет
Большое значение в развитии речи детей 4-5 лет играет общение родителей с ребенком. Интерес родителей к рассказу ребёнка помогает ему раскрепоститься и «начать» говорить, а совместные игры и специальные упражнения по дороге домой будут способствовать этому. Они просты, не требуют специальной подготовки, занимают мало времени, и дают прекрасный результат. Чтобы эти упражнения были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок, и так, чтобы ребенок почувствовал, что вам хочется с ним поиграть. Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам или другим детям (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых). В эти игры можно играть как вдвоем, так и в компании с другими детьми.
Публикация «Консультация для родителей: „Игры и упражнения по развитию речи дошкольников среднего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
1. Игры на расширение словарного запаса (предметного, глагольного словаря и словаря признаков).
Игра «Кто где живет?»
Попросите ребёнка ответить на вопросы:
– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и. д.
Игра «Я знаю три слова» (можно с мячом). Взрослый называет обобщающее понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия:
овощи — огурец, картошка, помидор;
фрукты — яблоко, банан, груша;
домашние животные — кот, собака, лошадь.
Игра «Назови одним словом» (можно с мячом). Взрослый называет несколько слов, ребёнок должен дать обобщающее понятие:
апельсин, яблоко, лимон — фрукты;
волк, лиса, заяц — дикие животные.
Игра «Какой? Какая? Какое?» (можно с мячом). Взрослый называет существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков:
апельсин (какой) - вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д.
зима (какая) - холодная, морозная, снежная и т. д.
Игра «Что делает?». Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-действий к существительным:
Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т. д. ;
Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.
Игра «Скажи наоборот» (можно с мячом). Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот):
Ворона большая, а воробей … (маленький);
Ваня высокий, а Саша … (низкий);
Катя весёлая, а Маша … (грустная);
Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).
2. Игры на развитие грамматического строя речи.
Игра «Скажи ласково». Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы: яблоко — яблочко, диван — диванчик и т. д.
Игра «Скажи иначе». Образовать от существительных прилагательные:
сок из яблок — яблочный;
суп из молока — молочный;
компот из ягод — ягодный;
стол из стекла — стеклянный.
Игра «Один — много». Образование формы множественного числа существительных:
мяч — мячи;
птица — птицы;
груша — груши.
Игра «Посчитай». Ребёнку предлагается посчитать предметы от 1 до 5:
один мяч, два мяча …. пять мячей;
одно яблоко, два яблока …. пять яблок.
Игра «Кто – откуда?»
Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.
Откуда вышел мужчина?
(Мужчина вышел из магазина.)
Откуда выехал автобус?
(Автобус выехал из-за дома.)
Откуда вылезла кошка?
(Кошка вылезла из-под скамейки.)
Куда зашла бабушка?
(Бабушка зашла в подъезд.)
Где сидит ворона?
(Ворона сидит на дереве, на ветке.)
Откуда слетел (вылетел) воробей?
(Воробей слетел с ветки, с дерева; вылетел из кормушки.)
3. Игры на развитие связной речи.
Игра «Придумай предложение». Взрослый предлагает ребёнку составить предложение с одним заданным словом, затем с двумя заданными словами:
апельсин — Маша ест апельсин;
ворона, дерево — Ворона сидит на дереве.
Игра «Большое предложение». Взрослый предлагает ребёнку придумать предложение с заданным словом. Затем предложение увеличивается с помощью вопросов:
апельсин — Девочка ела апельсин.
Какая девочка ела апельсин? - Маленькая девочка ела апельсин.
Какой апельсин ела маленькая девочка? - Маленькая девочка ела вкусный апельсин.
Игра «Придумай рассказ по картинкам». Взрослый предлагает ребёнку серию картинок, ребёнку нужно выложить в правильной последовательности, а потом составить рассказ.
Пересказ текста.
Заучивание стихов.
4. Игры на развитие фонематического восприятия.
Игра «Какой первый звук в слове?». Ребёнку предлагается определить начальный ударный гласный звук в слове:
Оля — первый звук «О»;
Аня — первый звук «А».
Игра «Придумай слово на звук.». Взрослый предлагает ребёнку придумать как можно больше слов на заданный звук:
А — Аня, арбуз, ананас и т. д. ;
У — утка, улитка, улица и т. д.
5. Игры на развитие мелкой моторики.
Пальчиковые игры. (можно с су-джоком)
Например:
Апельсин
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)
Мозаика, шнуровка, бусы, конструктор.
Игра «Золушка». Ребёнку предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т. д.