Юлия Веряева
Игры и упражнения по развитию связной диалогической речи у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «День рождения Маши»
Цель. Расширение словарного запаса существительных по теме
«Продукты», уточнение представлений о назначении различных
предметов.
Оборудование. Предметные картинки с изображением продуктов.
Инструкция.
-У куклы Маши сегодня день рождения. Она пригласила друзей на
праздник. (Педагог предъявляет предметные картинки).
-Где Маша готовила еду? (На кухне).
-Какие продукты стоят на столе? (Салат, курица, колбаса, рыба,
сыр, хлеб).
-Из каких продуктов состоит салат? (Огурец, помидор, лук,
редис).
Публикация «Игры и упражнения по развитию связной диалогической речи у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игры на формирование активного словарного запаса глаголов.
Специально подготовленная база «Профессии».
Цель. Накопление глагольного словаря по теме «Профессии».
Оборудование. Картинки с изображением различных профессий.
Инструкция.
-Каждый из вас получил картинки, изображающие людей различных
профессий.
-У кого на картинке продавец? Что он делает?
-У кого на картинке строитель? Что он делает?
-У кого на картинке водитель? Что он делает?
Игры на формирование активного словарного запаса прилагательных.
Игровая ситуация «Из чего сделано?»
Оборудование. Предметные картинки.
Инструкция.
-Я буду называть предмет, и материал из чего он сделан, а вы
назовите прилагательное, которое может охарактеризовать данный
предмет.
Вилка из металла-металлическая.
Стакан из стекла-стеклянный.
Ложка из дерева-деревянная.
Тарелка из пластмассы-пластмассовая.
Театрализация «Артисты»
Цель. Закрепление в словаре детей прилагательных по теме
«Животные».
Оборудование. Картинки с изображением животных.
Инструкция.
-Представьте себе, что вы артисты и вам предстоит разыграть
роли различных животных: лисы, медведя, волка. Для того, чтобы
изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и
характер. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать от имени
лисы, волка и медведя.
-Это кто (лиса? Какая лиса? (хитрая, проворная).
-Это кто (волк? Какой волк? (злой, голодный).
-Это кто (медведь? Какой медведь? (большой, лохматый, неуклюжий).
Игры на формирование навыка построения предложения
Игровая ситуация «Наоборот»
Цель. Формирование сложноподчиненного предложения с
противопоставительным союзом «а».
Оборудование. Предметные картинки.
Инструкция.
-Я назову для вас начало предложения, вы его повторите и
предложите его.
-Кукла большая, а пирамидка…
-Мяч резиновый, а машина…
-Мишка меховой, а кукла…
-Кубик квадратный, а мяч…
Игры на формирование построения описательного рассказа.
Игровая ситуация «Писатель»
Цель. Научить детей составлению описательного рассказа по плану.
Оборудование. Овощ (свекла, морковь, лук).
Инструкция.
-Посмотрите, у меня овощ. Опишите по следующему плану этот
овощ.
-Что это?
-Где растет?
-Какой он на вкус?
-Какого цвета?
-Какой формы?
-Какой он на ощупь?
-Что из него готовят?
Игровая ситуация «Работа с использованием стихов»
Цель. Формирование контекстной речи.
Оборудование. Сюжетная картинка.
Инструкция.
-Я сейчас прочту стихи А. Барто «Бычок».
Идет бычок качается, вздыхает на ходу:
Вот досточка кончается, сейчас я упаду.
-Кто идет?
-Что он делает?
-Почему он вздыхает?
-Чего он боится?
Игры на формирование навыков составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Игровая ситуация «Составь рассказ»
(на основе картинного материала)
Цель. Развитие навыка составления связного рассказа по серии
сюжетных картинок (б) «Петя и снеговик».
Оборудование. Серия сюжетных картинок «Петя и снеговик».
Инструкция.
-Возьмите сюжетные картинки и составьте по ним рассказ.
-С чего все началось?
-Кто был на улице?
-Как он выглядит?
-Что он делает?
-Что он стал дальше делать?
-Как он украсил голову снеговику?
-Его отношения к снеговику? К мальчику?
Игра «Расскажи сказку по цепочке»
(на основе картинного материала)
Цель: развитие навыка составления связного рассказа по серии
Картинок сказка «Репка».
Оборудование. Серия сюжетных картинок по русской народной сказке
«Репка».
Ребята, перед вами карточки, на которых изображены герои знакомой
вам сказки. Сегодня мы будем учиться пересказывать сказку. Для
этого вам нужно будет выбрать карточку с началом сказки, а другой
ребенок должен продолжить сказку, и так до самого конца.
Игра «Найди героев сказки»
(на основе картинного материала)
Ребята, перед вами карточки, на которых изображены герои
знакомых сказок. Вам нужно быстро выбрать те карточки, на
которых изображены герои сказки «Репка».
Игровая ситуация «Придумай рассказ»
(на основе картинного материала)
Цель: развитие навыка составления рассказа по воображению.
Сейчас мы будем придумывать рассказ про Машу и зайца. Я буду
Начинать предложение, а вы его заканчивать.
Как-то раз пошла Маша в лес за…. (грибами). Набрала …. (полную
корзину грибов). Вдруг из-за кустов выбежал длинноухий ….(заяц). Он
был…. (серый, пушистый, трусливый).
Игра на развитие диалогической речи
Театрализация «Ателье»
Цель. Формирование навыков связной диалогической речи.
Оборудование. Картинки с изображением разных фасонов одежды.
Инструкция.
-Для этого нам необходимо выбрать закройщика. Кто желает?
Твоя задача - принимать заказы у остальных детей. Дети должны
прийти в ателье и сделать заказ на пошив одежды. При этом вы
должны сказать, что просите сшить, из какой ткани, с какой
отделкой, какого цвета.
Если ребенок затрудняется в оформлении заказа, закройщик
спрашивает его:
-Что вы хотите заказать?
-Какого цвета?
-Какие детали должны быть на этом изделии?
-Какого цвета отделка?
Игры на формирование активного словарного запаса
существительных
Дидактическая игра «Машин сад»
Цель. Активизация словаря существительных по теме «Фрукты».
Оборудование. Изображение дерева с кармашками для картинок.
Инструкция.
-У куклы Маши в саду есть необычное дерево. На нем выросли
различные фрукты. (Педагог в кармашки на дереве выставляет
изображения различных фруктов, дети комментируют действия
педагога).
-У Маши на дереве вырос лимон.
-У Маши на дереве вырос апельсин.
-У Маши на дереве вырос банан.
Игровая ситуация «Прогулка»
Цель. Активизация словаря существительных по теме «Одежда,
обувь, головные уборы».
Оборудование. Картинки с изображением летней, зимней, верхней и
нижней одежды.
Инструкция.
-Представьте, что вы собираетесь пойти на каток (в лес, на пляж).
Перед тобой лежат на столе картинки с изображением одежды.
Выбери необходимую одежду для прогулки на катке. После того как
ты выберешь, что тебе необходимо, перечисли вслух предметы одежды.
Например, «Я надену трусы, майку, штаны, свитер, теплые носки,
Ботинки с коньками».