Светлана Шитова
Консультация для родителей «Играют дети — играем вместе».
▼ Скачать
+ Заказать документы
Консультация для родителей «Играют дети – играем вместе» (из опыта работы).
Ребенок в семье появляется полностью беспомощным, и его жизнь зависит от родителей. Именно они обеспечивают его основные потребности: в пище, тепле, любви, внимании, безопасности и т. д. Но после периода младенчества, когда связь матери с ребенком особенно тесна, наступает период ослабления, когда ребенок взрослеет, становится более самостоятельным. Если родители показывают способы и средства удовлетворения физиологических потребностей (ребенка учат, как правильно питаться, утолить жажду, оградить себя от холода и т. д., то по отношению к потребностям психологическим такое воспитание практически отсутствует. Да и не каждый родитель догадывается о наличии таковых. Маленький человек сам должен найти способы поведения, которые вызывают одобрение родителей, дают ребенку ощущение собственной значимости.
Публикация «Консультация для родителей „Играют дети — играем вместе“,» размещена в разделах
В беседе с родителями группы, я задавала такой вопрос: «Играете ли Вы с ребенком, или вы считаете, что он в этом не нуждается?»
Вот некоторые ответы родителей :
Мама Вовы: «А зачем с ним играть? Он и так в своей комнате все время возится с игрушками и играет с братом».
Мама Жени: «Играть? Это что же, ползать с ним по полу, стрелять, притворяться убитым? Я же не ребенок. Я могу почитать ему, поговорить о чем-то!»
Мама Ульяны: «Она любит, когда я с ней играю. Да я и понимаю, что, наверное, нужно не только читать ей книжки, но и играть. Но я часто не понимаю, чего она хочет. Сердиться и говорит: «Ты не умеешь играть, мамочка. Ты не так делаешь, ведь ты непослушная девочка и все должна делать наоборот!» Я не знаю, как быть. Полезно ли для моей дочки, если я буду изображать непослушного ребенка».
Мама Оли: «Она в детском саду играет и во дворе с детьми, но надо же и полезными вещами заниматься».
Можно привести еще много примеров, из которых видно, что родители не играют с детьми не потому, что они сверхзаняты, а потому что отношение взрослых к детской игре и к необходимости совместной игры с детьми в основном сводится к следующему:
• В игре немного пользы, лучше привлечь ребенка к более серьезным занятиям.
• Ребенок отлично и сам играет, ему это доставляет удовольствие, поэтому нечего и вмешиваться в его игру. Нужно покупать ему игрушки, а уж он найдет способ, как ими распорядиться и себя занять. Полезно играть или нет - неважно. Главное-ребенок чем-то занят и не пристает к взрослым.
• Играть с ребенком нужно, но непонятно в какие игры играть, и как вообще это делать, чтобы это принесло больше пользы.
Педагогические рекомендации по организации игры ребенка дома.
1. У ребенка должна быть любимая игрушка (мишка, обезьянка, кукла, кошка и др., с которой он гуляет, играет и даже спит. Такая игрушка может вместе с ребенком участвовать в просмотре мультфильмов, чтении книг, прогулках. В играх с ребенком необходимо установить правила обращения с этой игрушкой: она должна иметь место, имя, находиться в определенной позе (сидя, стоя, лежа). Приучайте малыша ухаживать за игрушками: не бросать их, не держать кукол за волосы и т. д., делиться впечатлениями со своей игрушкой.
2. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.
3. Покупая игрушки, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость.
Главное при покупке игрушек – их педагогическая целесообразность. Можно спросить ребенка, для каких игр понадобиться игрушка, как он будет играть, а если он сомневается, то подсказать.
Например, у Сени много различных машин, но мама говорит, что он их часто ломает, не знает, как с ними играть. Я рекомендую маме подсказать сыну следующие игровые действия:
-заправить машину бензином на заправке;
-заменить колеса;
-покрасить машину;
-накачать шины;
-съездить куда-то за грузом и т. д.
Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только здесь. Он стремить играть там, где находятся взрослые. Нуждаясь в постоянной поддержке, поощрениях, местом для игры он выбирает комнату бабушки, кухню, если там находится мама, и т. д. Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт. Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из-за того, что, наигравшись, ваш ребенок отказывается их убирать. А это самое большое бедствие для мам.
Рассмотрим такой пример: Даше 4 года. Девочка закончила игру. Как не хочется убирать игрушки! Каждый раз Даша чуть не со слезами на глазах приводит в порядок свое игровое хозяйство.
- Ну-ка, кто быстрее наведет у себя порядок, ты или я? - предлагает мама дочке. Ты собираешь свои игрушки, а я вымою посуду и уберу со стола. Договоримся, чтобы все было сделано аккуратно.
Этот прием не раз выручал Дашину маму.
А вот опыт Настиной Мамы:
Пора собираться гулять. Все игрушки по местам! Кукла Наташа, посмотри, как Настенька станет наводить у себя порядок, потом расскажешь мне, аккуратна ли наша Настя. Мама наклоняется к кукле и что-то шепчет ей на ухо.
-Что ты ей сказала? Скажи мне?- с любопытством спрашивает Настя.
-Не скажу. Это наш с Наташей Секрет. Узнаешь после того, как уберешь игрушки. Правда, Наташенька, после скажем.
Кукла кивает головой и ставится на самое видное место: она «смотрит». После всей уборки девочке сообщают секрет. Кукла Наташа сказала: «Очень люблю свою Настеньку. Она аккуратная, любит свои игрушки, хорошо за ними ухаживает». Настя довольна, с хорошим настроением отправляется гулять.
Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, разделяют его мысли, с ним хотят играть.
Время от времени вместе с ребенком осматривайте его игровое хозяйство. Если ребенок нечаянно сломал игрушку, не спешите её выбрасывать. Это сделать никогда не поздно. Конечно, можно игрушку заменить новой, но помните, что со старой игрушкой у ребенка связаны приятные воспоминания. Иное дело, если ребенок намеренно ломает игрушки. Тогда его поведение заслуживает осуждения, и все члены семьи должны быть в этом единодушны.
Так, во время дневного сна в детском саду у Аниного кота нечаянно оторвалась голова. Мы попросили Анину маму дома полечить его. На следующее утро Аня с такой гордостью принесла кота в детский сад, легла с ним спать, но уже аккуратно обращалась с игрушкой.
Ремонт игрушки может обыгрываться по-разному:
• если у мишки оторвалась лапа, взрослому можно на время превратиться в доктора Айболита, а ребенку – в медицинскую сестру.
• Если у машины отскочило колесо, ее можно на время ремонта поставить в гараж, сделанный из строителя.
Чем больше времени взрослый уделяет своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают, создают в семье дружескую атмосферу.
Использованная литература:
1. Т. Доронова, Н. Торловская «Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду» Москва, 1998
2. Основная образовательная программа «Детский сад 2100»-М. :Баллас, 2014