Надежда Вострецова
Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми в мяч»
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, игра является самым важным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. С одной стороны она выступает эффективным средством всестороннего развития малыша, а с другой – показателем этого развития.
Одной из самых первых игрушек, с которыми начинает знакомиться ребенок, не считая погремушек, является мяч. Мяч, самая любимая игрушка всей детворы. Мяч может быть разного цвета, размера, назначения, но во всех них кроется незаменимая польза для развития ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Играйте вместе с детьми в мяч“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Консультации для родителей
- Мяч, мячик
- Темочки
Малыш учится его катать, ловить, бросать, пинать и т. д. Вследствие выполнения этих действий у ребенка развивается мелкая, тонкая, общая моторика, которая имеет особое значение для развития функций мозга ребёнка; развития речи; развития ловкости рук и ног; меткости, выносливости; развивается захват руки, совершенствуется зрительно-моторная координация; игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – лёгких, сердца; улучшают обмен веществ т. е. происходит физическое развитие. Большое влияние игры с мячом оказывают и на нервно-психическое развитие ребёнка, они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться при движении от других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакции и др. Совместные игры сближают детей и взрослых, доставляют им радость от преодоления трудностей, и достижения успеха.
Мяч есть почти в каждой семье, где есть малыши. Но до наступления лета он лежит, в дальнем уголке квартиры. Практически нет ребенка, который не любит играть в мяч. С чего начинает малыш познавать мяч? «Бросай», «лови», «кати» – вот эти движения учится выполнять малыш до трех лет.
Итак, вы идете гулять со своим малышом берете мяч смелее в руки : большой, средний, маленький, а можно и теннисный.
Во что же можно поиграть?
Можно мяч бросать друг другу, скатывать с горки, бросать в различные цели (стена, ствол дерева, коробка, скамейка, толкать мяч ногой вперед. А начинаем играть с детьми с простых упражнений, подобранных в определенном порядке, в соответствии с умениями и навыками детей владеть мячом. Эти упражнения называют школой мяча:
Младшая группа
1. Прокатывание мяча двумя руками, .
2. Скатывание мяча по наклонной доске.
3. Прокатывание мяча по скамейке, придерживая его двумя или одной рукой.
4. Перекатывание мяча друг другу в парах.
5. Прокатывание мяча в ворота с расстояния 1,5-2 м.
6. Ловля мяча, брошенного взрослым (расстояние 70 - 100 см).
7. Подбрасывание мяча невысоко вверх и ловля его.
8. Броски мяча двумя руками из-за головы, от груди, через верёвку.
9. Отбивание об пол 2-3 раза.
Средняя группа
10. Катание мяча между предметами, друг другу.
11. Броски из-за головы, от груди, в паре друг другу.
12. Перебрасывание и ловля мяча по кругу (расстояние 1,5 м друг от друга).
13. Броски мяча об пол и ловля его двумя руками.
Старшая группа
14. Прокатывание мяча одной рукой и двумя руками из разных положений между предметами (ширина 90-40 см, длина 3-4 м).
15. Броски мяча вверх и ловля его на месте, с хлопками, в движении.
16. Броски мяча об пол и ловля двумя руками на месте, одной рукой, в движении.
17. Передача мяча в разных направлениях стоя и сидя, стоя спиной друг к другу.
18. Перебрасывание мяча через сетку.
19. Прокатывание набивного мяча друг другу, в ворота.
20. Забрасывание в баскетбольное кольцо.
21. Бросок мяча об стенку и ловля его двумя руками.
Подготовительная к школе группа
22. Броски мяча вверх, об землю и ловля его двумя руками, одной рукой.
23. Прокатывание, перебрасывание набивных мячей из разных исходных положений (стоя, сидя, снизу, от груди, из-за головы).
24. Перебрасывание мяча снизу, от груди, с отскоком от земли, сверху двумя руками, от плеча одной рукой, во время ходьбы, бега, через сетку.
25. Передавание мяча с отскоком от пола из одной руки в другую.
26. Ведение мяча, продвигаясь между предметами, продвигаясь бегом, прыжками.
27. Бросание мяча в цель.
28. Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.
Игр с мячом очень много и для малышей и для школьников и даже для взрослых … Сам мяч это древняя и простая игрушка, которая позволяет, придумывать все новые и новые вариации игр. Так что с мячом можно играть в любом возрасте.
Далее я представляю игры в которые мы учим играть детей в детском саду.
Игры с мячом для детей 3-4 года.
«Колобок»
Цель игры: учить детей катать и ловить мяч.
Ход игры: воспитатель находится в центре зала с мячом в руках. Дети располагаются хаотично.
Воспитатель: «Колобок – румяный бок покатился во лесок». На сигнал: «Зайцы» дети прыгают, как зайцы.
Воспитатель: «К зайцу (имя ребенка) покатился». Воспитатель катит мяч тому, кого назвал. Ребенок возвращает мяч – катит его обратно.
Сигнал: «Волки» - дети передвигаются по залу широким шагом.
Воспитатель: «К волку (имя ребенка) в лапы прыгнул». Воспитатель бросает мяч ребенку способом снизу. Ребенок бросает мяч воспитателю тем же способом. Игра продолжается. Дети имитируют походку медведя и лисы.
«Пирамидка»
Цель игры: элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).
Ход игры: из 3-4 пластиковых кубиков строится пирамидка. Малыши, с обозначенного места (цветной кружок или шнур) на расстояния 1,5 м., прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить пирамидку из кубиков.
Следить, чтобы дети энергично отталкивали мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на пирамидку. После попадания, предложить малышам самостоятельно составить пирамидку.
«Веселые мячи»
Цель игры: развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно двигательную координацию.
Ход игры: дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:
Раскатились все мячи, покатились. (Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними.)
Вот распрыгались мячи, разыгрались. (Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.)
Наши яркие мячи, разноцветные мячи.
В уголок бегут мячи, убегают. (Дети бегут на исходную линию.)
Там попрятались мячи, отдыхают. (Присаживаются на корточки.)
Игры с мячом для детей 4-5 лет
«Играй, играй, мяч не теряй»
Задачи: Учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать качества мяча: вес, упругость и др. Формировать умения управлять мячом и играть с ним, не мешая товарищу, найти свободное место на площадке.
Описание игры: Все дети располагаются на площадке, каждый свободно играет с мячом. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх.
Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется. Выигрывают те дети, которые во время игры не получают штрафных очков.
Вариант 2. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста. За неправильное движение получают штрафное очко.
Методические указания. Воспитатель называет движения с мячом, которые дети могут выполнять в игре, например. Вести мяч на месте и бегом, бросать мяч в щит, в корзину, в стену, вверх, вниз и т. д.
«Гонка мячей по кругу»
Задачи: Развивать быстроту в передаче мяча, умение сосредоточиться при
выполнении задания. Воспитывать ответственность перед товарищами в игре.
Ход игры: Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от
друга. У игроков, стоящих в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размеров.
После сигнала начинают передавать мячи друг другу (по указанному направлению, стараясь догнать другой мяч.
«Автомобили»
Задачи: учить детей выполнять различные движения с мячом:
подбрасывать и ловить, вести мяч одной или двумя руками.
Ход игры: на площадке размечается дорога шириной 2-3 м и длиной 4-5 м. Все
дети - автомобили. Они выполняют движения с мячом по заданию ведущего -
«светофора» (дети могут вести мяч одной или двумя руками, ловить и
подбрасывать, при этом передвигаясь по площадке). Если «светофор» показывает желтый свет, автомобили подбрасывают и ловят мяч, стоя на месте (ударяют мячом о землю). Когда загорается зеленый, все автомобили передвигаются по площадке, выполняя упражнения с мячом (ведут, подбрасывают и ловят мяч). На красный свет автомобили останавливаются, движение с мячом заканчивается. Игра повторяется 2-3 раза.
Игры с мячом для старших дошкольников
«Сделай фигуру»
Задачи: Учить детей слушать сигнал, не бросать мяч после него. Формировать
навыки действия с мячом, воспитывать умение поделиться мячом с товарищем.
Ход игры: Все дети свободно располагаются на площадке, каждый второй
имеет мяч. Если инструктор говорит: «День!», все свободно играют с мячом в паре с товарищем. Если воспитатель говорит: «Ночь!», все дети (с мячами и без них) должны как можно быстрее принять определённую позу и не шевелиться. Зашевелившийся ребёнок получает штрафное очко. Выигрывают дети, не получившие штрафных очков.
«Вызови по имени»
Задачи: Учить детей ловить мяч, развивать реакцию, умение согласовывать
действия. Воспитывать ответственность перед командой, положительное отношение ко всем играющим.
Ход игры: Дети делятся на 4-5 групп и образует круги. В центре каждого круга
– ребёнок с мячом. После сигнала воспитателя он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен успеть поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший мяч бросает его вверх и тоже вызывает кого-либо. Выигрывает группа, меньшее количество раз уронившая мяч на землю.
Методические указания. Диаметр круга, по которому располагаются дети, следует постепенно увеличивать.
«Ловишка с мячом»
Задачи: Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения. Воспитывать честность. Справедливость в игре.
Ход игры: Дети с мячами свободно передвигаются по площадке. Цель
водящего - ведя мяч, осалить рукой товарища. Если ему это удаётся, осаленный становится водящим.
Методические указания. Вначале роль водящего выполняет воспитатель. А в
дальнейшем – ребёнок.
Дворовые игры с мячом:
«Съедобное – несъедобное»
В эту игру удобно играть, нарисовав игровое поле. Игроки становятся на последнюю нарисованную линию, и водящий бросает им поочерёдно мяч, называя различные предметы.
Если звучит «съедобное» слово (например, груша, игрок должен поймать мяч, «несъедобное» - пропустить или отбить мяч. Если он сделал всё верно, то переходит на следующую линию на асфальте. Можно усложнить игру, называть не одно слово, а словосочетание. Например, малиновое … пальто!
Если произносить словосочетание быстро, а мяч кидать резко и не по очереди, а любому игроку, то добраться до последней линии окажется не так уж и просто.
«Штандер-стоп»
По считалке выбирается водящий. Дети становятся в круг, а водящий – в середине круга. Он подбрасывает мяч вверх и произносит определённые слова и называет имя другого игрока, например, так: «Штандер-вандер, Катя!»
Пока мяч летит вверх все игроки, кроме Кати, разбегаются, а Катя бежит к мячу и ловит его. Как только она поймала мяч, она кричит: «Стоп!»
По этому сигналу игроки замирают на месте. Катя с мячом выбирает одного из игроков и называет количество шагов к нему. Шаги бывают разные:
- простые – это обычные шаги;
- лилипутские – это такие шаги, когда пятка одной ноги приставляется к носку другой ноги;
- великанские шаги – это шаги-прыжки.
Можно использовать только одни шаги, но интереснее использовать все виды шагов сразу.
Например, Катя говорит: «До Коли два гигантских, один простой и два лилипутских шагов!»
Когда Катя сделала все шаги к выбранному игроку, Коле, она старается попасть в него мячом. Игрок имеет право уклониться, приседать или ловить мяч. Если водящий попал в игрока, тот становится водящим, если не попал, водящий остаётся прежним.
«Вышибалы» Участвуют от четырех человек. Как минимум двое – вышибалы – стоит по разные стороны поля. Их задача – перекидываться мячом, сбивая при этом соперников, стоящих между ними. Также важно, чтобы мяч, брошенный одним из вышибал, был пойман другим, а не упал на землю или не улетел куда-то за пределы игровой зоны. В свою очередь, те, кого вышибают, должны не позволить себя выбить. Им следует уворачиваться от мяча или ловить его. Последнее может также дать игроку «бонус», сделать его практически «неубиваемым». Когда вышибалы выбили остальных участников, команды меняются местами.
«Горячая картошка»
Простая детская игра с мячом, в которую могут играть даже самые маленькие.
Участники встают в круг и начинают очень быстро перекидывать друг другу мяч. Тот, кто не поймал, садится в центр круга на четвереньки.
Другие игроки могут спасти «наказанных», кинув мяч в центр круга и попав в нужного им игрока.
«Спастись» самостоятельно тоже можно. Если сидящий в круге, не вставая, поймал летящий над ним мяч, все «наказанные» могут снова войти в игру, а в круг садится тот, кто до этого бросал мячик.
Для того, чтобы игра стала более динамичной, мяч часто не ловят, а отбивают.
Дети могут хорошо играть в подвижные игры с мячом, для этого они должны хорошо овладеть не сложными приемами, которые есть в русских народных играх-забавах:
Свечки - подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Затем бросить выше, следом – еще выше.
Поднебески- подбросить мяч вверх, поймать с отскока от земли
Гвозди ковать – отбивать мяч одной рукой о землю.
Вертушки-перевертушки – положить мяч на ладонь, слегка подбросить его,руку повернуть тыльной стороной и так отбить мяч вверх, а затем поймать его.
Первыши-водокачи – ударить мяч в стену, потом поймать его с отскока от стены
Зайца гонять – бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку и поймать его с отскока от стены.
Пришлепы – ударить мяч о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять ударился об стену, после чего его поймать
Галки, вороны, зеваки - встать спиной к стене, откинуть голову так, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударить мяч о стену и затем поймать его.
Одноручье – подбросить мяч вверх левой рукой и поймать его левой рукой, затем также правой рукой.
Ручки – опереться о стену левой рукой, правой рукой ударить мяч из-под левой руки, поймать двумя руками. Затем так же но опереться правой рукой
Галки, вороны, зеваки - встать спиной к стене, откинуть голову так, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударить мяч о стену и затем поймать его.
Через ножку – упереться в стену левой ногой, из под нее мяч ударить об стену, затем поймать его двумя руками. Потом так же, но упереться правой ногой.
В ладошки – ударить мячом в стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.
По коленям - ударит мячом о стену, хлопнуть ладонями по коленам и поймать мяч.
Нитки наматываешь - ударить мячом о стену, сделать быстрое движение «наматывание ниток» и поймать мяч.
С одеванием - ударить мячом о стену, сделать быстрое движение «при надевании шапки», поймать мяч. Затем также, но одеть сапог и т. д.
Используя обычный мяч, можно не только весело проводить с ребёнком время, но и способствовать его речевому развитию, мяч может быть прекрасным инструментом, в коррекционной работе. Игры с мячом ещё удобны тем, что не требуют сложного оборудования, длительной подготовки, больших временных затрат.
Если дети отличаются неловкостью, у них возникают трудности во внешней увязке целостного движения, ослабление выразительности движений, мимики, может обедняться голос (например: при рисовании они затрудняются придерживать лист бумаги, а буквы при письме у них получаются разной высоты).
Суть коррекции заключается во внутренней увязке целостного большого движения, в согласовании его составных частей. Для детей с данными нарушениями очень полезны спортивные игры (волейбол, баскетбол, упражнения с мячом и комплексы с элементами самомассажа.
Если у детей наблюдаются парезы, нарушение координации движений (ребёнок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадратике, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений, то для коррекции этих нарушений детям предлагаются упражнения с мячом, направленные на ориентировку в пространстве, спортивные упражнения с мячом, игра в футбол (особенно в позиции вратаря, а также упражнения для развития мелкой моторики, игры с панно.
Если у детей страдает не координация движений, а их смысловая организация и реализация, ориентировка в пространстве (право, лево, затруднена выработка любого навыка, то для коррекции этих нарушений детям предлагают подвижные игры и упражнения с мячом на ориентировку в пространстве. Эти игры с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для их проведения можно использовать резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Все эти игры не требуют большого пространства.
Итак, мы видим, что упражнения и игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.
Литература:
- Мария Станкевич (нейропсихолог), «Мячи вместо прописей»(лекция) - Подольский В. Б., «Игры и упражнения, развивающие навыки с мячом»(статья)