Папки-передвижки

Консультация для родителей «Игра и развитие»

Рыжова Татьяна Борисовна
Консультация для родителей «Игра и развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

О том, что развитие и воспитание детей должны происходить через игру начали говорить уже давно. Упоминание об этом можно встретить у Выгодского Л. С., Сухомлинского В. А., Макаренко А. С., Ушинский К. Д. и других психологов, педагогов, людей творчества и важных личностей на политической арене. Причем есть высказывания о пользе игры с возрастом до 400-500 лет. Возможно, есть и раньше, но всего не узнаешь. Сейчас образование детей дошкольного возраста через игру определено на законодательном уровне. В планах прописаны игровые развивающие занятия на все сферы.

Публикация «Консультация для родителей „Игра и развитие“» размещена в разделах

Но при этом мы все чаще видим дошкольников «за партами», где они отрабатывают навыки неких механических действий. Дети с малого возраста готовятся в институт, обучаясь грамматике, счету, письму и чтению вместо игры. Многие родители искренне считают игру пустой тратой времени, чем-то не важным. Даже можно сказать «побочным явлением детства», от которого нужно как можно скорее избавиться. С точки зрения взрослых: для успешной взрослой жизни ребенок должен получить реальный жизненный опыт. Ребенок должен уметь справляться с реальными проблемами.

Но строгая, «тяжелая и суровая» взрослая жизнь для детей еще слишком далека. Так далека, что они еще толком не осознают, что когда-то вырастут. Знают, но не осознают. Их мир наполнен чудесами, волшебством, сказками, монстрами под кроватью, Дедом Морозом и играми. И именно этот мир для ребенка - реальность. Да, можно «выдернуть» малыша из его зоны безопасности, нагрузить взрослой ответственностью, но это принесет ту травму несоответствия возможностей и требований, что нарушит самооценку человека на очень долгое время.

А вот игра – это жизнь для ребенка на грани реальности. Как сильно они расстраиваются из-за проигрыша, радуются победе, как искренне верят в чудо. Но при сильной неудаче всегда можно сказать: «это было понарошку». Помните, как мы покупали друг у друга вещи, расплачиваясь листочками, а как кушали кашу из грязи, строили домик под столом и прочее. Мы на полном серьезе переживали, что не хватило листочков на покупку, каша получилась слишком густая и какая-то не красивая, мама выгнала из под стола и разрушила то, что строилось с такой любовью. Мы очень реалистично получали удовольствие от, пусть игровой, но работы. Мы радовались, когда кто-то ел нашу кашу, приговаривая «ммм, как вкусно». Мы помним чувства нежности, уюта и безопасности, когда сидели под столом и пили чай с мишкой. Это тот опыт, который наш мозг имеет, независимо от того: реальна ли сама обстановка или нет. Опыт чувственный – есть опыт реальный.

А теперь такой вопрос: любая ли игра на пользу. То, что любая игра развивает ребенка – однозначно. Но что она развивает? Какие черты? Вот тут должны, по возможности, ненавязчиво вмешаться в игру взрослые.

В любой игре, если она не прерывается какое-то время, есть правила. В играх, которые позитивно развивают детей, правила общеизвестны и общеприняты. Но кем они приняты? Просто – предыдущими поколениями. А как новое поколение узнает о них? Да, от взрослых. Именно так, взрослые должны научить детей играть. Взрослый рассказывает малышу, что пирамидку нужно собирать в определенной последовательности (по правилам). Когда ребенок принимает правило, он начинает исследовать свои умения в игре. Несколько раз строит пирамидку, совершает очевидные для нас ошибки, находит эти ошибки, обижается, пробует снова, просит о помощи или стремится сделать сам. В этом процессе взрослые видят смысл и пользу. Но ребенок растет. В песочнице, играя рядом, дети учатся правилам уважения к чужим вещам и поделкам: не бери чужое без спроса, не ломай чужой куличик, предложи свою формочку. Дальше игры становятся сложнее. Возьмем игру с игровой костью и полем с шагами. Эта игра, минимум, для двоих. Ребенок учится взаимодействовать. И правила: соблюдать порядок очереди, ходить ровно на столько ходов, сколько показал кубик – становится новой сложностью. Развивается : устойчивость внимания, навык контроля своих и чужих действий, моторика для броска кубика на стол, а не на пол. Позже игры становятся ролевыми, но на первых порах, дети могут в них играть только с конкретными игрушками: кровать – это кровать, кукла – это кукла, пистолет – это пистолет. И это не изменится без вмешательства со стороны. Взрослый показывает ребенку, что коробка может стать кроватью, свернутое полотенце – куклой, сложенная определенным способом рука – пистолетом. Взрослый учит условию игры: «а давай, как будто…»

Что же будет, если дети не будут соблюдать правила, а игра продолжится? Мой любимый пример – это игра в «ходилки» с полем и игровым кубиком. Даже, если со стороны кажется, что в игре полный хаос и нет никаких правил, на самом деле это не так. Но правила совсем не развивающие и не продуктивные : «кто сильнее, тот и ходит когда хочет», «кто не может защитить себя в игре – пусть сидит молча дальше или уходит из игры», «главное не честная игра, главное – победить», «другим мешать можно», «отсутствие самоконтроля в игре – норма». Другими словами, все, чему мы учим детей на словах, разрушается в их конкретной практике. Игра, кажущаяся со стороны пустой и глупой, таит в себе очень неприятные последствия.

Поэтому так важна не авторитарная регуляция детской игры. Взрослый должен не жестко, но настойчиво добиваться соблюдения правил игры. Правильная игра учит детей самоконтролю, честности, работе в команде, уважению к другим участникам, уважению себя в игре, защите своего мнения. Игра учит сдержанности, стратегическому мышлению, умению просить о помощи и видеть, когда эта помощь нужна другому. Игра дает повод гордиться своим выигрышем, сопереживать и уважать проигравших. Учит справляться с поражением и фрустрацией. Учит фантазировать, мечтать и увлекать других своими идеями. Учит дружить и объединяться для совместного решения задач. Игра - это гипотезы, эксперименты и открытия.

Игра – это репетиция взрослой жизни. Репетиция очень важная, но при этом безопасная. Участвуя в детских играх, помогая их организовать и поддерживая правила игры, Вы развиваете своих детей. А также позволяете своему внутреннему ребенку открыться и оздоровиться, но это уже другая история.

Публикации по теме:

«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Оригами и развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и развитие ребёнка» Старшие дошкольники стоят на пороге школьной жизни. Совсем скоро им предстоит начать новую жизнь и конечно родителям хочется, чтобы дети.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Игра и развитие»
Опубликовано: 7 ноября 2024 в 21:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Игра и развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Рыжова Татьяна Борисовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД