Лучший педагог года

Консультация для родителей и воспитателей «Развиваем восприятие у детей дошкольного возраста»

Брекотнина Светлана Ивановна
Консультация для родителей и воспитателей «Развиваем восприятие у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Практические материалы

Восприятие – это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. Значение этого процесса трудно переоценить. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности: лепки, рисования, конструирования, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, их особенностей и назначения.

Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Развиваем восприятие у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Виды восприятия. Выделяют зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Но почему одни дети схватывают эту информацию на лету, а другие не могут усвоить даже после многократных повторений.

Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия.

АУДИАЛ – такой ребенок лучше воспринимает информацию на слух, ему важно, как говорят, а не что. Любят слушать, когда им читают, знают много стихов, любят сочинять разные истории, охотно слушают аудиозаписи.

ВИЗУАЛ – зрительное восприятие. Дети ориентируются на картинки, образы. Они, скорее будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать чтение взрослых. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать, лепить.

Около 85% информации человек получает с помощью зрения, поэтому тип визуал самый распространенный.

КИНЕСТЕТИКИ – все воспринимают через ощущения, чувства и движения, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры с бегом, прыжками. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными.

У большинства людей встречается смешанный тип восприятия, но доминирующий остается на всю жизнь, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

На что же надо обратить внимание педагогу (взрослому, чтобы понять ведущий тип восприятия у ребенка? В этом поможет нам таблица.

АУДИАЛ ВИЗУАЛ КИНЕСТЕТИК

Речь Преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом Используют в повседневной речи слова, связанные со зрением (смотреть, видеть и т. п.) Чаще описывают свои чувства или движения.

Внимание Чаще отвлекается на различные звуки Трудно отвлечь от его занятия Отвлекает любая мелочь. Считаются большими непоседами и отвлекающимися от занятий.

Направление взгляда Взгляд направлен по средней линии Часто смотрит вверх Преимущественно смотрит вниз, под ноги.

Рекомендации Нельзя делать замечания, когда он повторяет за взрослым. Ребенку так легче усвоить материал.

Взрослому менять вариации голоса – интонацию, тембр. Излагать информацию ребенку следует постепенно, полезно использование любых наглядных материалов (схемы, рисунки, мнемотаблицы).

Взрослому использовать описательные слова, характеризующие форму, цвет, размеры предмета. Не следует заставлять долго сидеть неподвижно, т. к. внимание ребенка рассеивается. Необходимо чередовать умственные и физические нагрузки.

Взрослому использовать язык жестов и прикосновений.

Педагог, следуя рекомендациям данной таблицы, сможет сделать образовательный процесс более эффективным и интересным для ребенка, а это значит, повысить качество образования в ДОУ.

Взаимодействие с детьми на занятии начинается с организационного момента. Организационный момент – это установление контакта педагога с ребенком. Качественное прохождение этого этапа помогает лучше воспринимать ребенку материал.

Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания, с интересом выполняют задания.

Дети с задержкой психического развития не все задания выполняют с удовольствием. В процессе работы некоторым детям требуется организующая помощь (повторение задания, оказание помощи в виде наводящих вопросов или показа способа выполнения).

Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в выполнении заданий, организующую помощь не принимают.

При работе с такими детьми оптимален ситуативно-ориентированный стиль работы. Педагог каждый раз наблюдает за ребенком и выбирает способ контактирования: подбадривающий, успокаивающий, доверительный или какой-либо другой.

У ребенка с нарушениями речи есть слабые и сильные стороны. Практически у всех детей с общим недоразвитием речи присутствуют определенные трудности в развитии познавательной сферы. Но при систематической и целенаправленной работе можно преодолеть эти трудности.

Далее приводятся игры для развития восприятия у дошкольников. В них можно играть по дороге в детски сад, по дороге куда угодно.

Восприятие цвета

Игры на улице

1. «Назови, что ты видишь синего (красного, зеленого, черного и т. д.) цвета»

Содержание: на улице (в магазине, транспорте, на прогулке) Вы просите назвать ребенка, что он видит вокруг определенного цвета. Необходимо стимулировать поисковую активность ребенка. Объем восприятии ребенка меньше, чем у взрослого, поэтому ему требуется больше времени для исследования окружающего мира.

«Бывает – не бывает»

Содержание: игра аналогична игре «Съедобное – несъедобное». Предлагаете ребенку определить правильно они сказали, или – нет. Н-р, взрослый говорит «лиса зеленая», «яблоко синее», «трава белая», «ромашка красная» и т. д. Ребенок должен ответить, правильно или нет Вы сказали.

«Назови цвет»

Содержание: Вы называете ребенку разные объекты окружающего мира и просите назвать цвет (или цвета) этого объекта. Например, ель – какого цвета, а медведь, а ромашка? и т. д. Обратите внимание, что если названный объект может быть разных цветов (например, яблоко, осенние листья, розы, то Вы должны стимулировать ребенка дать как можно больше правильных ответов.

«Собери букет из листьев»

Оборудование: осенние листья

Содержание: игра проводится осенью, когда с деревьев облетело достаточно листьев. Предложите ребенку собрать букет из осенних листьев. Правило игры: все листья должны быть только одного цвета.

Игры дома

1. «Разноцветные картинки»

Оборудование: альбомные листы, с пометкой определенного цвета, цветные карандаши

Содержание: предложите ребенку лист А-4 с пометкой цвета. Ребенок должен нарисовать не менее 5-ти предметов, которые встречаются в природе указанного цвета.

«Сделай радугу»

Оборудование: пуговицы, мотки ниток, карандаши, посуда и т. д. Необходимо иметь предметы всех цветов радуги.

Содержание: объясните ребенку последовательность цветов в радуге и предложите собрать радугу из предметов, которые есть дома. Можно собирать радугу как из одинаковых предметов, например, используя пуговицы, так и из разных.

Восприятие формы и размера

Игры на улице

1. «Назови, что ты видишь большое /маленькое (круглое, квадратное)»

Содержание: на улице (в магазине, транспорте, на прогулке) попросите назвать ребенка, что он видит вокруг определенного размера (формы). Необходимо стимулировать поисковую активность ребенка.

«Бывает – не бывает»

Содержание: игра аналогична игре «Съедобное – несъедобное». Предложите ребенку определить правильно они сказали, или – нет.

Примеры заданий:

• Слон маленький, а черепаха большая

• Кошка больше мышки

• Мышка больше собаки

• Яблоко меньше клубники

• Яблоко меньше арбуза

• «Как ты думаешь, что больше (меньше)

Содержание: предложите ребенку сначала наглядно оценить размер предмета. Например, что больше машина или дом? Грузовая машина или легковая машина? Ворона или голубь? После этого возможно сравнение предметов в образном плане. Что больше, чашка или чайник? Шкаф или телевизор? Кастрюля или тарелка. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т. д.)

Игры с природным материалом

1. «Сравнение объектов окружающего мира»

Оборудование: подойдет любой природный материал, в зависимости от того, где Вы находитесь. В лесу (парке) – шишки, желуди, листья, плоды шиповника. На даче (в деревне) – листья, цветы, палочки, грибы, шишки. На море – ракушки.

Содержание: предложите ребенку сравнить предметы по величине, разложить предметы по величине от самого маленького к самому большому и наоборот.

«Нахождение формы в объектах окружающего мира»

Оборудование: все объекты окружающего мира, в зависимости от того, где Вы находитесь.

Содержание: обратите внимание ребенка на то, что лист липы круглый, а лист дуба овальный. Во время прогулок родители просят ребенка находить предметы различной формы в окружающем мире.

Игры дома

1. «Назови, что у нас дома квадратное (круглое, овальное, треугольное)

Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера

Содержание: попросите ребенка назвать предметы определенной формы, которые есть в их квартире.

«Нарисуй мне…»

Оборудование: карандаши, лист А-4

Содержание: нарисуйте ребенку на листе несколько геометрических фигур и просят «превратить» эти фигуры в какие-нибудь предметы. Например, квадрат «превращается» в шкаф, телевизор, окно. Треугольник – в елку, настольную лампу. Круг – в тарелку, бублик, мячик и т. д.

«Большой и маленький»

Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера

Содержание: родители просят найти ребенка в доме «пары» предметов – большой и маленький. Например, большая подушка и маленькая подушка, большой гвоздь и маленький гвоздь, большая кисточки (для бритья) и маленькая кисточка (для теней).

• Рисование геометрических фигур

Оборудование: карандаши, лист А-4

Содержание: предложите ребенку нарисовать по инструкции.

Примеры инструкций:

Нарисуй

• Большой квадрат и маленький квадрат

• Красный круг и синий круг

• Большой зеленый треугольник и маленький зеленый треугольник

• Маленький желтый квадрат и большой зеленый круг.

«Животные из геометрических фигур»

Оборудование: карандаши, лист А-4

Содержание: родители показывают ребенку как из круга нарисовать ежика и предлагают из разных геометрических фигур нарисовать кошку, собаку и других животных.

Восприятие пространства

1. «Покажи, где…»

Содержание: предложите ребенку по инструкции показать различные правые и левые части тела. Например: «Покажи правую щеку. Покажи левое колено и т. д.». Поскольку основным ориентиром для выделения сторонности является ведущая рука, целесообразно начинать игру с инструкций, включающих показ правой и левой руки.

«Что это?»

Содержание: взрослый предлагает ребенку назвать ту часть тела, к которой он прикоснулся. Например, взрослый прикасается к левому уху ребенка, ребенок говорит: «это мое левое ухо» ( усложнение: прикасаться перышком, завязать ребенку глаза).

«Морская фигура»

Содержание: взрослый описывает позу или действие, которые необходимо выполнить ребенку. В инструкции обязательно должны содержаться указания на правые и левые части тела. Например: «Подними правую руку вверх, а левую ногу поставь на пятку» или «Сними тапок с правой ноги и возьми его в левую руку».

Восприятие времени

Игры на улице

1. «Когда это бывает?»

Содержание

Первый вариант: взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.

«Вчера, сегодня, завтра»

Содержание: объясните ребенку значение слов вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие.

Возьмите билеты в цирк или кукольный театр и трижды сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк».

«Перепутаница»

Содержание: предложите ребенку ответить правильное или неправильное утверждение:

Ночью девочка идет в детский сад.

Утром девочка обедала.

Днем на уроке девочка получила хорошую отметку.

На уроке девочка проснулась, потянулась и снова улеглась в постель.

Ночью девочка выполняла домашнее задание.

«Закончи предложение»

Содержание: предложите ребенку закончить предложения:

• Сегодня четверг, значит, завтра будет…

• Завтра будет суббота, значит, сегодня…

• Сегодня понедельник, значит, вчера было…

• Сегодня 31 декабря, значит, завтра будет. и т. д.

Игры дома

1. «Составь рассказ»

Оборудование: карандаши, бумага.

Содержание: предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток. Запишите его и попросите проиллюстрировать рисунками. Составьте, таким образом, мини книжечку, автором которой будет ваш ребенок.

«Игры с карточками»

Оборудование: цветной картон, цветная бумага

Содержание: изготовьте из цветной бумаги вместе с ребенком четыре цветные карточки, символизирующие разное время суток.

Первая карточка символизирует утро: на голубом фоне внизу – половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая карточка – день: на ярко синем фоне в верхней части листа – ярко желтое солнце. На третьей карточке – вечер: на сером фоне – оранжевый круг солнца без лучей. На четвертой карточке – ночь: на черном фоне – желтый месяц и белые звезды.

Описывая типичные ситуации, задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?». Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку. Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности.

«Цепочка, или Что за чем следует»

Оборудование: двусторонние цветные полоски с запечатанными на обратной стороне словами: голубая — утро, желтая — день, фиолетовая — вечер, синяя — ночь

Содержание: предложите ребенку выложить полоски в правильной по-следовательности, вспоминая порядок смены частей суток. Затем с помощью получившейся цепочки из полосок — частей суток — отрабатывается понимание, что за чем следует в сутках. Ребенок при этом одновременно усваивает понимание слов после, за, перед.

Образец: После утра наступает день. За днем следует вечер. После вечера наступает ночь. Перед утром бывает ночь.

Ход игры. Взрослый называет часть суток, например вечер, дети должны поднять синюю полоску, при слове утро — желтую и т. д., и задает на каждое названное слово вопросы:

• Что делают люди (звери, птицы) в это время суток?

• Какое время суток наступает после ночи? Значит, за ночью следует.

• Какое время суток следует за днем? Значит, после дня следует.

• Какое время суток наступает перед днем, но после ночи?

• Какое время суток бывает раньше, перед ночью?

• Назови время суток, которое наступает после вечера, но перед утром.

• Какое время суток наступает раньше, какое — позже? Сравни: вечер и ночь, утро и день, ночь и утро, день и вечер, вечер и день, ночь и вечер, день и утро и т. п.

Дидактические игры для развития зрительного восприятия

1. Что забыл нарисовать художник?

2. Что неправильно нарисовал художник?

3. На какую геометрическую фигуру похожи предметы?

4. Дорисуй картинку.

5. Назови предметы в спрятанных рисунках.

6. Силуэты. Найди пару.

7. Сравни предмет.

8. Найди такой же предмет.

7. Зашумленные картинки (наложенные).

Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия ребенка. Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем быстрее и лучше он овладеет письмом и чтением.

Заданный силуэт дети могут выделять различными способами:

- обводка, штриховка, раскрашивание красками, карандашами, мелками;

- с помощью песка или манной крупы (найденный силуэт закрашиваем ПВА, затем посыпаем песком или манной крупой);

- вырезать силуэт с помощью ножниц.

Виды игр для развития слухового восприятия :

• прокричать ритм, — прошептать ритм, — прохлопать громко, — прохлопать тихо, — прохлопать быстро, — прохлопать медленно;

• Угадай звук предмета (комкаем бумаги, вырезаем ножницами, переливаем воду)

• Внимательные руки (поднимаем правую руку, если в слове есть звук С, поднимаешь левую руку, если в слове есть звук З);

• Какое слово лишнее?

Виды игр для развития тактильного восприятия :

• Волшебный мешочек

• Перышко

• Ласковая спинка и др.

Вывод

Развитие представляет собой комплексный процесс – одновременно происходит взаимосвязанное развитие и восприятия, и внимания, и памяти, и мышления, и воображения, и речи.

Применяя в работе игры на развитие восприятия также совершенствуется активная и пассивная речь детей :

• расширяется словарный запас;

• формируются навыки словообразования и словоизменения;

• согласование существительных с прилагательными, числительными;

развивается связная речь.

В своей работе я использую IQ карточки 4+, 5+ с веселыми заданиями для развития различных видов восприятия. Это восприятие цвета, формы, величины, направления и положения. Знакомясь со свойствами предметов, ребенок накапливает представления об окружающем мире, что очень важно для общего интеллектуального развития и дальнейшего обучения в школе.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей и воспитателей «Подготовка детей младшего дошкольного возраста к новогодним праздникам» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Скоро Новый год. Это конечно очень яркий и ожидаемый праздник. Конечно,дети его ждут больше всех. И мы,.

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста»Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей: «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Умение плавать – это такой навык,.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.

Консультация для воспитателей и родителей «Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка? 1. Стихотворение соответствует возрасту ребёнка. 2. Подбирайте стихи, которые интересны детям.

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей, родителей: «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Ловкостью называется способность быстро овладевать.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и воспитателей «Развиваем восприятие у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 18:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей и воспитателей «Развиваем восприятие у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Брекотнина Светлана Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД