Кадашинская Елена
Консультация для родителей и воспитателей «Как хвалить ребенка правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное время – это время, когда положительные оценки личности нужны и оправданы. Похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. Но иногда результат бывает прямо противоположный: ребенок становится нервным, плохо себя ведет. Родители порой рассказывают о том, что стоит похвалить ребенка за хорошее поведение, он тут же начинает безобразничать, как будто стремится опровергнуть похвалу. Почему же так происходит?
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Как хвалить ребенка правильно“» размещена в разделах
- Как правильно хвалить ребенка. Консультация для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
Для начала каждому из нас следует разделить понятия – похвала, поддержка, одобрение, ласка и безусловное принятие. Все это взаимосвязанные вещи, но совсем не одно и то же. Слово «молодец» не способно заменить слова «люблю», «понимаю», «радуюсь». А, к сожалению, зачастую заменяет.
Существует несколько отрицательных сторон чрезмерной похвалы :
1. Когда мы слишком часто высказываем нашу оценку действиям ребенка, он привыкает ориентироваться только на нее. Ребенок ждет нашей реакции, при этом не обращает внимание на собственное отношение к своим успехам. Более того, становясь старше, ребенок все больше и больше будет испытывать потребность в постоянном одобрении своих поступков. Он становится зависим от постоянной похвалы. Дети теряют интерес к самому процессу, они перестают делать что-то ради самого дела. Их начинает интересовать только результат, одобренный родителями. Например, они рисуют только для того, чтобы показать рисунок родным и услышать слова восхищения.
2. Вредно, если ребенка хвалят за то, что ему легко дается, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. Такая похвала, наоборот, способна навредить. Ребенок проникается чувством своего превосходства над другими, у него развивается эгоцентризм.
3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших.
4. Чрезмерная похвала родителей воспитывает в ребенке истероидные черты характера в виде чрезмерной потребности в восторженном, восхищенном признании его личности.
Как же хвалить ребенка, не навредив ему?
Психологи считают, что оценка ребенком своей личности складывается из двух компонентов: из того, что мы говорим детям, и из того, что ребенок сам, на основании наших слов, заключает о себе. Также и похвала складывается из двух компонентов – наших слов и выводов детей.
Похвала должна быть направлена на дела и поступки ребенка, а не на его личность. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т. д. Нужно облечь свое суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о себе самом. То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние положительные оценки в значительной степени определяют, как ребенок будет относиться к себе и к окружающему миру.
И главное, что должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности. Ребенка обязательно нужно хвалить за старание, даже если то, что он делал, у него получилось не очень хорошо. Сам факт несправедливой оценки усилия, его игнорирование, тяжело травмирует ребенка, снижает мотивацию делать что-либо в дальнейшем. Во «взрослой» социальной психологии существует техника «авансирование доверием». Она основана на вере в возможности роста личности. Также и с ребенком. Как советует в своей книге «Нестандартный ребенок» психотерапевт Владимир Леви: «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!».